На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Архив

ПОЛИТИКА | Экономика и финансы | Конфессиональные аспекты | Армия и спецслужбы


С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ВЫБОРЫ...

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 4 из 12:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12    >>


Лица с высшим образованием - 99, 0%  (100%);
Лица, имеющие ученую степень - 5%  (20,9%);                        
Лица, получившие военное образование - 6, 7% (26, 6%);
Лица, получившие экономическое и юридическое
образование - 24, 5%  (25, 7%);
Лица. получившие образование в элитных вузах -         35, 4%  (23, 4%);
Земляки главы государства - 13, 2%  (21, 3%);
Ставленники бизнеса - 1, 6%  (11, 3%);
Военные - 11, 2%  (25, 1%).

Из приведенных данных видно, что весь период демократизации в России сопровождался ростом присутствия “силовиков” во власти. С 1988 по 2002 годы их доля возросла почти в семь раз. Процесс “милитаризации” особенно сильно затронул высшее руководство страны ( по данным журнала “Деловые люди” №146, май 03 г. - рост в 12 раз).  Этому способствовали как объективные факторы - увеличение военных ведомств, так и субъективные - в последние годы стало модным выбирать на посты губернаторов и депутатами лиц из числа военнослужащих. К середине 2002 г. в числе 88 глав субъектов Федерации - 9 были военными. Несколько лет назад российские избиратели относили  принадлежность к органам госбезопасности к существенным минусам в биографии кандидата, но после 2000 г. мнение электората изменилось на противоположное: именно военные, и особенно сотрудники ФСБ, начали расцениваться, как наиболее предпочтительные фигуранты. В определенной степени изменение мнения можно объяснить  своеобразностью российского менталитета - к управлению государством пришел хотя и бывший, но все-таки офицер КГБ, и, соответственно, любой чекист, претендующий занять какой-либо пост в политической иерархии,  рассматривается общественностью как ставленник Кремля.

В качестве примера можно привести губернаторские выборы А. Лебедя в Красноярском крае и В. Семенова в Карачаево-Черкесии - победа обоим далась с большим трудом. Но затем победы кандидатов - военных посыпались одна за другой: ноябрь 2000 г. - в Калининградской области - адмирал В. Егоров, декабрь 2000 г. - в Воронежской области - начальник местного УФСБ В. Кулаков, в Ульяновской области - генерал В. Шаманов. В мае 2002 г. сразу два генерала ФСБ становятся руководителями регионов - М. Зязиков - президентом республики Ингушетия, В. Маслов - главой администрации Смоленской области. Заметно повысилась роль военных в регионах после того, как вновь созданные структуры президентских полпредов начали координировать деятельность начальников региональных подразделений ФСБ, ФСНП и т. д., которые до этого находились под юрисдикцией губернаторов, что в свою очередь лишило местную элиту достаточно мощных рычагов власти. Одновременно путинская администрация начала и своеобразную “перевербовку” старых федералов - руководителей территориальных управлений всех силовых и правоохранительных органов, находящихся в подчинении у губернаторов, и которые за годы правления Ельцина все более удалялись от центральной власти, переходя под влияние губернаторов. В особо сильной зависимости от провинциальных чиновников оказались органы МВД, прокуратуры и суды, налоговые органы. Объяснение этому довольно простое: от региональных руководителей сотрудники получали жилплощадь, надбавки к зарплате и другие материальные блага, в то время как центральные ведомства платили мизерные зарплаты, которые нередко задерживались, а назначения и увольнения работников стали практически невозможными без согласования с региональными властями. Более того, - некоторые губернаторы стали поговаривать о полной передаче в их ведение вопросов назначения руководителей силовых и правоохранительных органов, однако этого не произошло.

Приход к власти “силовиков” расценивался и до сих пор рассматривается общественностью по разному. Так, И. Хакамада в интервью журналу “КоммерсантЪ Власть” ( № 29, 28. 07 - 3. 08, 03 г.) заявила:- “Я уже неоднократно говорила, что Путин, окружая себя бывшими сотрудниками спецслужб, допускает огромную ошибку, которая может стать губительной для России”. А. Лебедев - президент Национального резервного банка и Национального инвестиционного фонда в том же номере журнала высказал иное мнение: - “Не вижу ничего крамольного в том, что бывшие работники спецслужб идут в политику. Путин тоже из спецслужб, но на посту президента зарекомендовал себя как сильный политик и менеджер”.

В СССР правительство практически целиком находилось в подчинении председателя Совета министров, и лишь три министра - КГБ, обороны и иностранных дел, - члены Политбюро ЦК КПСС, негласно подчинялись напрямую Генеральному секретарю ЦК. В постперестроечной России фактически возникло два правительства - правительство премьера и правительство президента. Б.Ельцин своим указом 1991 г. подчинил себе КГБ, Минобороны и МВД. В дальнейшем это положение было официально закреплено в Федеральном конституционном законе РФ от 17. 12. 97 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”. Статья 32 гласит: “Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации и Председатель Совета безопасности Российской Федерации в соответствии  с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий”.

К маю 2000 г. из 58 федеральных органов исполнительной власти 16 ведомств находились в прямом подчинении Президента РФ, что составляло 27,6% от состава правительства, при этом правительство премьер-министра, объединяющее 72,4% руководителей ведомств, контролировало в основном экономику, а основные силовые структуры оказались в подчинении президента: 9 из 9 министров - члены Совета безопасности - члены президентской команды. В правительстве Путина силовые структуры представлены не только традиционными ФСБ, МВД, министерством обороны. В их состав входят Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Служба внешней разведки, Государственная фельдъегерская служба, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба железнодорожных войск, федеральные службы налоговой полиции,   охраны, специального строительства, ФАПСИ (в дальнейшем оно было включено в структуру ФСБ также как и пограничная служба), российские агентства по боеприпасам, обычным вооружениям, системам управления и т. д.

В этой связи представляют интерес данные Центра изучения элиты Института социологии РАН РФ о доле военных в элитных группах.

1. В Высшем руководстве страны :

- 4.8 % при


Показана страница: 4 из 12:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .