На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

Политика | ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ | Конфессиональные аспекты | Армия и спецслужбы


СВОДКА НОВОСТЕЙ АПК. СЕНТЯБРЬ 2009 г.

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 11 из 16:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

по использованию ВИЭ в стране.

Это распоряжение является исключительно важным с точки зрения демонстрации заинтересованности государства в развитии ВИЭ в стране и разработки обоснованной стратегии их продвижения на энергетический рынок. На период до 2020 года устанавливаются следующие значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт): в 2010 году – 1,5%; в 2015 году – 2,5%; в 2020 году – 4,5%.

По оценкам компании «РусГидро» – ведущей российской государственной компании, на которой лежит основная доля ответственности за реализацию программы освоения ВИЭ в нашей стране, для достижения этих показателей надо к 2020 году ввести в эксплуатацию энергоустановки суммарной мощностью около 30 ГВт. Являясь принципиально важным и своевременным, упомянутое распоряжение правительства, к сожалению, относится только к электрогенерирующим энергоустановкам, подключенным к централизованным электрическим сетям; не охватывает автономные энергоустановки, которые чрезвычайно важны для энергоснабжения многих потребителей, расположенных в различных регионах России.

Отметим, что в отличие от стран Европы, США и других ведущих стран 2/3 территории России, где проживают около 20 млн. человек, находится вне систем централизованного энергоснабжения, и именно в этих районах использование ВИЭ уже сегодня в ряде случаев оказывается особенно привлекательным и конкурентоспособным; не относится к системам теплоснабжения на ВИЭ; только декларирует, но не устанавливает ясных правил и процедур определения размеров и сроков действия стимулирующих надбавок, прибавляемых к равновесной цене оптового рынка на электрическую энергию для определения цены на электрическую энергию, произведенную на генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, что приведет к торможению процесса реализации распоряжения; не конкретизирует программу освоения различных видов ВИЭ ни по внедряемым технологиям, ни по регионам страны. А ведь создание энергоустановок на ВИЭ потребуется привлечение бюджетных и частных инвестиций в размере не менее 50 млрд. евро до 2020 года.
«НГ»

Погоня за прибылью в ущерб надежности

Анализируя техногенные аварии, мы всегда определяем свою позицию: по предаварийным симптомам, по возможности локализации и предотвращения, по оценке последствий для аварийного объекта и отрасли в целом.

Однако самым важным, прагматичным итогом работы по расследованию катастрофы будут разработка и оперативное осуществление мер, способных предотвратить подобные катастрофы. Иначе неизбежно возникновение многолетнего синдрома саяно-шушенской аварии, который будет крайне негативно влиять на психологию не только тех, кто эксплуатирует и ремонтирует оборудование, но и тех, кто проживает в поселках энергетиков и зонах возможного затопления.

А это настолько серьезно, что требуется абсолютно принципиальный разговор о том, куда идет российская электроэнергетика, если в ней возможны катастрофы даже на самых, казалось бы, надежных элементах. Ведь синдром Чернобыля был во многом снят за счет перевода российских АЭС в базовый режим работы и оперативного выполнения комплекса мер по надежности на всех реакторах РБМК. Но то, что было реализовано по нескольким энергоблокам АЭС, невозможно выполнить на десятках маневренных гидроагрегатах ГЭС, участвующих в регулировании частоты электрического тока.

Причины аварии

На первый взгляд предпосылок для трагедии нет. Саяно-Шушенская ГЭС – это одна из высоконапорных ГЭС в России, СНГ, мире. Срок эксплуатации более 30 лет. Все дефекты должны были бы уже быть выявлены. К тому же в СССР действовали жесткие единые нормы проектирования. Как известно, при аварии первопричиной является не основные сооружения, а оборудование. Однако все оборудование, включая гидротурбины и генераторы, трансформаторы и т.д., изготавливалось на тех же заводах, которые обеспечивали нужды внутреннего и внешнего рынка (Ленинградский металлический завод, «Электросила» и др.). Оборудование этих заводов по-прежнему успешно эксплуатируется на высоконапорных ГЭС в России и других государствах СНГ. Тогда в чем же причина?

Дело в том, что в отрасли за последние две пятилетки произошли колоссальные изменения.

Первопричина в дилетантизме

Более 10 лет российским энергохолдингом руководили дилетанты-временщики. Все эти годы топ-менеджеры занимались подготовкой к проведению беспрецедентных приватизационных реформ . Царствование клана временщиков – период далеко не безобидный, так как не только деньги, но и время первых руководителей было потеряно для основной задачи отрасли – стабильное энергоснабжение. Ущерб для текущей надежности и развития отрасли (энергокомпаний) обезглавленного бизнеса невозможно оценить. По экспертной оценке профессора В.В.Платонова, до основного производства за семь лет не дошло 39,5 млрд. долл.

Среди огромных потерь финансовых средств наибольшую угрозу надежности представляет снижение реального финансирования технического обслуживания оборудования, так как это прямо влияет на аварийность оборудования.

Сегодня ремонт устаревшего оборудования в электроэнергетике буквально влачит жалкое существование, так как численность ремонтного персонала с учетом подрядчиков упала более чем в два раза. По данным рейтингового агентства «Тейдер», 45% турбинного оборудования ОГК и ТГК (по состоянию на март 2009 года) имеет остаток паркового ресурса менее 10%. Трудно поверить, что при таком общеотраслевом уничтожении ремонта это не коснулось «РусГидро» и Саяно-Шушенской ГЭС.

Встает вопрос: почему в условиях провала инвестиционных программ и ежегодного старения отрасли у топ-менеджеров и новых собственников нет ни понимания, ни мер по восстановлению нормальной системы технического обслуживания, предписанной регламентом планово-предупредительных работ?

Дело в том, что собственники и топ-менеджеры дезинтегрированной российской электроэнергетики сегодня отвечают только за прибыль как за единственную цель компании. Это закреплено в уставах решениями общих собраний акционеров абсолютным большинством энергокомпаний.

В результате из-за снижения инвестиционной деятельности усложнился режим работы оборудования. В первую очередь это относится к ГЭС с достаточной приточностью воды, дающей сверхприбыль компании. И Саяно-Шушенская электростанция среди них.

В настоящее время пресса много пишет о том, что из агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС выжимали прибыль в ущерб надежности. Если прибыль – единственная цель компании, а ответственность за надежность реально отсутствует, то менеджер примет решение исходя из прибыли. И снимать фактор сверхприбыли как причину снижения надежности нельзя.

Представляется, что существующая модель рынка электроэнергии должна быть заменена на


Показана страница: 11 из 16:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .