На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

Политика | ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ | Конфессиональные аспекты | Армия и спецслужбы


СВОДКА НОВОСТЕЙ АПК. НОЯБРЬ 2009 г.

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 12 из 15:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15    >>

на собственном форуме сельхозпроизводителей Agro Industry 2009, где аграрии, между прочим, к своему удивлению оказались в меньшинстве. Преобладали же сети и чиновники. И те и другие пытались убедить агробизнес, что он им нужен и его всячески поддерживают.

Председатель экспертного совета Государственной Думы РФ по агропродовольственным рынкам Александр Фомин отметил вклад государства в развитие АПК. «Может сложиться мнение, что агробизнес убыточен, а государство им не занимается. Но это не так. Несмотря на сложное время, бюджет на сельское хозяйство стараются сохранить», - сказал он.

По его словам, то, что постоянно растет импорт – это мнение дилетантов. В последние 4 года он уменьшился. Тем не менее, россияне ежегодно тратят на импортные продукты питания $40 млрд. В то же время это огромный потенциал роста для АПК России. «У нас проблемы не со сбытом, а с уровнем доходов», - пояснил Александр Фомин. По его оценкам в ближайшие два года потенциал роста отечественного АПК составит $2 млрд.

По мнению Александра Фомина, есть у наших производителей и экспортный потенциал. Так, российское зерно уже активно выходит на рынок. Проблема только в том, что этот рынок давно поделен и нас там никто не ждет.

Другая перспектива АПК России – рынок биотоплива. Мы можем производить на десятки, а то и сотни миллионов тонн больше биотоплива, считает чиновник. Другое дело, что этот вопрос, похоже, пока никого не волнуют. «Наше исследование для правительства выявило, что никто не знает даже, сколько мы производим», - заявил Александр Фомин.

Эти размышления привели председателя экспертного совета по агропродовольственным рынкам к заключению, что одной доктрины продовольственной безопасности для выхода из создавшегося положения России мало. Нужна также доктрина по поддержке экспортного потенциала, ведь несмотря на то, что мы обладаем 10% земельных ресурсов, отечественные аграрии производят меньше 1% мирового объема продовольствия. Одна из причин этого, по мнению Александра Фомина – огромные земельные латифундии. «Практика показывает, что управлять 300-400 тыс. га земли практически невозможно», - уверен он.

Поэтому Александр Фомин считает, что необходимо изменение сложившейся структуры, чтобы выйти на мировой рынок. Это поможет хотя бы в том случае, если нефть закончится, ведь «продовольствие всегда лучше продавать, чем оружие».

Однако не все плохо в российском сельском хозяйстве. Есть и положительные примеры. Так, директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры продовольственных рынков Минэкономразвития РФ Александр Пироженко отметил растущую привлекательность агробизнеса для инвесторов. Особенно перспективно в России заниматься свиноводством, птицеводством и производством сахара. С другой стороны, отметил Александр Пироженко, темпы развития торговых сетей все еще гораздо выше темпов развития АПК. Это означает, что продавать по-прежнему выгоднее, чем производить.

Сценарии энергетического будущего

10 ноября состоялась презентация очередного ежегодника по мировой энергетике – World Energy Outlook 2009. Этот доклад выпускает Международное энергетическое агентство (МЭА), и он является одним из наиболее авторитетных источников по вопросам глобальной энергетики.

Еще до своего выхода этот обзор уже успел наделать достаточно шуму. На прошлой неделе Financial Times со ссылкой на черновую версию доклада рассказала о том, что по мнению МЭА, «глобальные газовые рынки эволюционируют от рынка продавца, определяемого узким балансом спроса и предложения, к рынку покупателя по мере того, как спрос будет оставаться слабым, а новое предложение будет продолжать поступать на рынок». Из этого тезиса следовало, что зависимость EC от российского газа будет сокращаться, и это, дескать, представляет угрозы долгосрочным интересам «Газпрома».

Сейчас, когда итоговая 700-страничная версия обзора доступна любому (120 евро – за электронную версию, 150 евро – за бумажную), можно попытаться разобраться в том, что же все-таки пишет МЭА в своем докладе о рынке газа, и как к этому можно относиться.

Основной продукт, который представляет МЭА, – это прогноз развития мировой энергетики до 2030 года. С этой точки зрения интересно посмотреть на исходные предпосылки, которые использует Агентство для построения своего прогноза. Если сравнивать предыдущие выпуски этого же доклада, то можно и посмотреть на эволюцию предоставлений об энергетических рынках. Те предположения, на которых основывается прогноз МЭА, далеко не бесспорны, более того, они достаточно сильно отличаются от тех взглядов, которых придерживалось само Агентство еще несколько лет назад. Поэтому опираться на эти прогнозы без ясного понимания используемых допущений достаточно неосмотрительно. Попробуем понять, что к чему, двигаясь от общего к частному.

Во-первых, МЭА не ожидает какого-либо значимого увеличения доли природного газа в мировом энергетическом балансе. При среднегодовых темпах прироста спроса на первичную энергию в 1,5% мировой спрос на газ будет расти на те же 1,5% в ближайшие 20 лет. В результате в базовом прогнозе МЭА доля газа в энергетическом балансе увеличивается совершенно незначительно с 20,9% в 2007 до 21,2% в 2030 году. Еще совсем недавно, в 2006 году, МЭА ожидало, что среднегодовые темпы прироста спроса на газ до 2030 года будут составлять 2,0% при 1,6% приросте спроса на всю энергию. То есть доля газа в мировом энергобалансе должна была устойчиво увеличиваться. Это соотносилось с теми тенденциями, которые наблюдались последние десятилетия – доля газа растет, доля нефти сокращается (График 1). Получается, что текущий прогноз противоречит тенденциям последних трех десятилетий, когда газ увеличивал свою долю в основном за счет использования в электроэнергетике.

График 1. Доля основных видов ископаемого топлива в мировом энергобалансе, 1971-2030, % (См. версию Статья в формате Майкрософт Ворд)

  
ИСТОЧНИК: WORLD ENERGY OUTLOOK 2009, РАСЧЕТЫ ИЭФ

Может быть, так оно и произойдет, точно сказать никто не может. Но мы должны понимать, что МЭА прогнозирует изменение долгосрочного тренда. Доля газа в мировом балансе не будет увеличиваться, как это наблюдалось в последние десятилетия.

Во-вторых, в так называемом «сценарии 450» (это «низкоуглеродный» сценарий, который предполагает, что к 2020 году рост выбросов парниковых газов будет приостановлен, а к 2030 году даже окажется ниже уровня 2007 года) возникают совершенно неожиданные сюжеты. В «сценарии 450» оказывается, что цены на нефть и газ ниже, чем в базовом сценарии, а не выше, как было бы резонно предположить (График 2). Агентство предлагает следующее объяснение: при высоких ценах на выбросы, которые предполагает этот сценарий, конечная цена энергии для потребителей будет выше за счет включения стоимости выбросов в потребительскую цену. Это будет способствовать снижению спроса на энергоносители и будет способствовать падению мировых цен на


Показана страница: 12 из 15:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .