На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

Политика | ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ | Конфессиональные аспекты | Армия и спецслужбы


СВОДКА НОВОСТЕЙ АПК. МАРТ 2010 г.

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 14 из 18:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18    >>

земель для производства кукурузы, не хватает и воды для ее выращивания. Производство же этанола из сахарного тростника в Латинской Америке в два раза дешевле, чем из кукурузы в США, где сахарный тростник не произрастает. Но субсидировать чужие рынки по законодательству США нельзя. Поэтому увеличить спрос на бензин в США за счет подмешивания в него дешевого латиноамериканского этанола не получится. Естественный выходом для США будет переход с бензина на дизтопливо.

Для Европы проблема состоит в том, что ее НПЗ — основные иностранные поставщики бензина на рынок США. Сами европейцы еще в 1997 году прошли пик потребления бензина. Помимо того, что 75% дизтоплива в Европе потребляется грузовиками и автобусами, европейцы поняли, что и на легковых машинах выгоднее ездить на дизтопливе. Оно более экономично, чем бензин; легковые машины на дизтопливе удобнее в эксплуатации.

Попытки Европы перейти на биотопливо, которое, как показывает опыт США, не так хорошо, как о нем думали вначале, могут привести к большим проблемам в Старом Свете.

Таким образом, европейские и американские НПЗ, построенные для производства бензина, находятся в клинче. Европейским НПЗ некуда экспортировать свой бензин кроме США, в то время как американские НПЗ не знают, куда пристроить собственный бензин. Приходится констатировать, что, европейские, а, возможно, и американские НПЗ, производящие бензин, придется закрывать.

О шансах для России

Между тем, Европа испытывает дефицит авиационного и дизтоплива, который сейчас в значительной степени удовлетворяется за счет стран Персидского залива.

Принято считать, что Россия экспортирует много сырой нефти, однако уже сейчас она поставляет в Европу и много нефтепродуктов. Дело в том, что еще в 2003 году российским правительством была существенно снижена экспортная пошлина на нефтепродукты.

Налоговые льготы дали российским компаниям существенный стимул для производства нефтепродуктов на экспорт. В результате, несмотря на отсутствие совокупного роста спроса на все виды топлива в Атлантическом регионе, условия для экспорта нефтепродуктов у России сейчас очень благоприятны. Российские поставщики уже завоевывают позиции на рынках авиационного и дизтоплива в Европе.

В то же время российские НПЗ менее эффективны с технологической точки зрения, чем западные, и зарабатывают больше них благодаря налоговым льготам, а не  эффективности. Налоговые же льготы российское правительство может в любой момент отменить. С другой стороны, из-за тяжелой ситуации с собственными НПЗ Европа сама может ввести таможенные барьеры для российских нефтепродуктов.

Проблемы для экспорта российских нефтепродуктов могут прийти и с другой стороны. Крупнейшие страны Азии — Китай и Индия, хотят покупать сырую нефть и сами ее перерабатывать.

Помимо этой тенденции, в настоящее время ожидается значительное увеличение мощностей по производству нефтепродуктов в странах Азии. К примеру, Индия и Саудовская Аравия строят огромные НПЗ, на которых планируется производить огромные объемы дизтоплива для экспорта в Европу.

Возможны два варианта: либо часть этих проектов  все-таки не будет реализована, либо конкуренция на мировых рынках дизтоплива резко увеличится.

Альтернативная энергетика в России недофинансирована

Минэнерго РФ в апреле этого года обещало утвердить поправки в Федеральный закон № 35 "Об электроэнергетике". Закон теперь поворачивается в сторону возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Он предусматривает, в частности, внедрение системы надбавок к стоимости электроэнергии, вырабатываемой с помощью ВИЭ.

Россия обладает существенными запасами возобновляемых источников энергии - и, прежде всего, воды, ветра и биомассы (в основном, это отходы сельхозпроиводства и лесопромышленного комплекса). Но пока реальность такова, что для развития альтернативной энергетики нет экономических стимулов. Цена кВт/ч генерации на основе ВИЭ значительно превосходит цену электроэнергии, которая продается на оптовом рынке.

По мнению заместителя председателя правления "РусГидро" Джорджа Рижинашвили, государству вполне под силу за счет системы компенсаций стимулировать развитие рынка альтернативной энергетики в России. "Все проекты в области малой генерации сейчас экономически неэффективны - во-первых, из-за высокой стоимости таких проектов, - говорит он. - Но если предположить, что в первые несколько лет государство из своих источников погашает убыточную составляющую проектов, то эффект будет обратный. Эта система стимулирования уже протестирована в Финляндии. Если государство просубсидирует 5-7 лет работы по реализации проекта, то они в итоге окупаются и приносят прибыль".

С зампредом "РусГидро" согласен и вице-президент "Российской ассоциации ветроиндустрии" Анатолий Копылов. "Сегодня мощность ветровых электростанций в РФ - 10 Мватт, но работает из них намного меньше. Раз у нас нет рынка, то никто не собирается что-то производить, - констатирует он. - Возьмем, к примеру, Китай, в котором еще пять лет назад не было рынка ВИЭ. Однако как только китайское правительство приняло решение развивать альтернативную энергетику, тут же появилось собственное производство, тут же все гранды построили заводы. И сегодня Китай развивает ветроэнергетику темпами 100% в год". По словам г-на Копылова, если и российское правительство всерьез займется ВИЭ, то есть примет поправки в закон "Об электроэнергетике", касающиеся надбавок, то отрасль затопчут инвесторы".

В ноябре прошлого года российское правительство утвердило Энергетическую стратегию до 2030 года. В документе говорится, что уже к 2020 году доля ВИА в энергетике РФ должна возрасти до 4,5%. По мнению Джорджа Рижинашвили, без существенной господдержки это сделать невозможно. "Увеличение доли альтернативных источников до 4,5% - это 25 тысяч Мватт энергии из возобновляемых источников, - говорит он. - Получается, что каждую пятилетку должны вводить по 5 тысяч Мватт. Без нормативно-правовой базы и дотаций со стороны государства это не получится".

"Нехватка внимания со стороны государства к альтернативной энергетике - основная проблема этой отрасли в России, - рассуждает Анатолий Копылов. - Что бы нам в Минэнерго не говорили, в реальности происходит другое - ВИА сейчас не относится к приоритетам правительства. Россия, к сожалению, попала в число стран, которые не считают развитие возобновляемой энергетики за стратегическую цель". У государства пока нет системного подхода к проблеме стимулирования развития рынка альтернативных источников энергии. Минэнерго утвердило поправки в закон "Об электроэнергетике", Совет Федерации разрабатывает отдельный закон о регулировании отрасли ВИА - но все это не существует в системе.

Развитие альтернативной энергетики в России тесно связано с развитием регионов - и прежде всего тех, которые удалены от магистральных трубопроводов. Эксперты отмечают, что поддержка проектов возобновляемых


Показана страница: 14 из 18:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .