|
|
Статьи, Анализы, Обзоры
клира и епископата в ересь. Так, после Брестской унии 1596 г. почти во всех епархиях Малороссии и Белоруссии (кроме двух Преосвященных Владык) епископы отошли от Православия.
В массе своей народ не принял позорную унию, но при этом, без пастырей и епископов, его состояние в духовной сфере становилось катастрофическим. В этой ситуации при возвращении в 1620 г. из Москвы через Малороссию Иерусалимского Патриарха Феофана гетман Петр Сагайдачный упросил его тайно рукоположить для православного народа епископов взамен отошедших в унию.
В Киево-Братском монастыре на ночной службе был рукоположен Исайя Копинский (принимал участие в хиротонии болгарский митрополит Неофит и стагонский епископ Авраамий). Таким же образом тайно были рукоположены Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий и затем еще три епископа во Владимиро-Волынскую, Луцкую и Холмскую епархии .
Была восстановлена православная иерархия взамен отпавшей в ересь. И этот пример не единичный. При Св. Патриархе Тихоне также пришлось восстанавливать православную иерархию взамен епископов, уклонившихся в обновленчество.
Приведенные примеры имеют правовую каноническую основу. Исполнимы ли они сейчас практически – один Бог ведает. Но они могут быть использованы чрез меру ревностными противниками кодификации как историческое свидетельство для сохранения чистоты Православия и «воодушевить» их на создание своей иерархии, результатом чего явится церковный раскол. Катакомбная церковь именно так и поступила, создав свою иерархию.
И сейчас, к сожалению, есть примеры того, как клирики, монахи и миряне, уходя из подчинения своего правящего архиерея по причине отказа от ИНН и кодов на храм, перестают поминать законного Главу нашей Церкви Св. Патриарха Алексия, ставят себя вообще вне Патриаршей Церкви, создавая свою лжецерковь и считая, что с принятием номера от РПЦ отошла благодать .
И таких ничем не переубедишь: они уже готовы понести «крест» отчужденности как со стороны РПЦ, так и со стороны государственных властей. В подтверждение своей правоты они ссылаются на каноны, могут приводить исторический пример того, как Русскую Православную Церковь Заграницей после ее основания Московская Патриархия не признавала, причисляла к «врагам Родины», – а сейчас никто не отрицает ее благодатности и с надеждой ведут диалог об объединении. И они по-своему будут правы. Им и многим другим надоело жить во лжи апостасийности и под лозунгами возрождения Церкви.
Наше возрождение имеет все симптомы последнего предсмертного вздоха, потому что возрождаемся мы более материально, чем духовно. Вот и уходит церковный народ в иную ограду, к иным пастырям, желая внимать не лозунгам, а обличающей правде, которую им во многом «не занимать».
Но все эти обличения происходят по букве закона, а не по любви. Они видят в нашей Патриаршей Церкви только соглашательство с «новым мировым порядком» и предательство святоотеческих канонов и Родины. Но не видят другого: для того чтобы сохранить паству и мир со властями Церкви и Священноначалию дана слишком малая свобода действий.
Образование новой «церкви» непременно утвердит разделение в гражданском обществе, причем по вопросам таким же принципиальным и эсхатологическим, какие были у старообрядцев.
Этого нельзя допускать. Разве трезвомыслящему христианину такие действия будут по сердцу? Неужели мы готовы потерять здравый рассудок, и одни в ожесточении будут продолжать безумно показывать свою власть над церковным народом, а другие – также необдуманно станут подвергать Церковь разделению? В итоге государство будет подвержено еще большему падению, национальное единство – разрушению, а Церковь – позору.
Но многие клирики и монашествующие уходят просто так, не трубя о себе, не привлекая внимания, не заявляя об отделении от Церкви, уходят иногда целыми общинами. И с ними благодать, потому что они не желают никого осуждать, особенно Священноначалие, но и не хотят жить в противоречии со своей совестью, потому что при всей опасности разделения нельзя полагать, что ситуация с ИНН менее пагубна, чем уния или обновленчество. Она также приобрела вселенские черты и отторгла почти весь русский епископат от жизни по Св. Преданию.
С другой стороны, как пишет священномученик Михаил Новоселов, «не будем смущаться и неверностью множества пастырей и архипастырей, как явлением неожиданным: это не новость для Церкви Божией, нравственные потрясения которой, исходившие всегда от иерархии, а не от верующего народа, бывали так часты и сильны, что давали повод к поучительной остроте: «Если епископы не одолели Церкви, то врата адовы не одолеют ее» .
Это тем более должно побуждать верных обличать заблуждения Преосвященных Владык и клира судом Слова Божия: «Господи, призри на прещения их, и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое» (Деян. 4, 29). Правда велика своей силой. Одно только свидетельство о ней всех ее противников делает бессильными.
Поэтому гласное обличение в нашей Церкви антихристианских процессов глобализации и лжи ИНН очистит ее от примеси этого апокалиптического знамения, «да будет свята и непорочна» (Еф. 5, 27) и даст православным духовные силы противостоять пусть даже и «малым стадом» (Лк. 12, 32) приближающемуся концу земной истории человечества.
|
Оставить комментарий к статье
|
|