На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

ПОЛИТИКА | Экономика и финансы | Конфессиональные аспекты | Армия и спецслужбы


НАГЛЫЙ ОРЕЛ. Глава VII.

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 4 из 21:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21    >>

Аравии и Среднего Востока, зону муссонов Азии. «Rimland должен рассматриваться как промежуточная зона между heartland и морями, омывающими материки. Таким образом, rimland представляет собой зону конфликтов между морскими и континентальными державами.

Поскольку он располагается по обе стороны от береговой линии, то его защиту следует обеспечивать одновременно на суше и на море. В прошлом rimland должен был бороться как против континентального heartland, так и против морских держав периферийных островов: Великобритании и Японии. Его двойственная природа (суша - море) обуславливает специфические проблемы его защиты».

Спайкмен рассматривал геополитику, как важнейший инструмент конкретной международной политики, как аналитический метод и систему формул, позволяющих выработать наиболее эффективную геостратегию.

«В мире международной анархии, - писал Спайкмен, - внешняя политика должна иметь своей целью, прежде всего, улучшение или, по крайней мере, сохранение сравнительной силовой позиции государства. Сила, в конечном счете, составляет способность вести успешную войну, и в географии лежат ключи к проблемам военной и политической стратегии.

Территория государства — это база, с которой оно действует во время войны, и стратегическая позиция, которую оно занимает во время временного перемирия, называемого миром (в современных документах США и НАТО - стратегической паузы - прим. авт.) .

География является самым фундаментальным фактором во внешней политике государства потому, что этот фактор — самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктатуры, но цепи гор остаются непоколебимыми».

Основой своей доктрины Спайкмен сделал геополитическое осмысление не места США как мировой «морской силы», а контроль береговых территорий Евразии: Европы, стран Магриба и Мишрака, Индии, Китая и т.д. во имя окончательной победы в дуэли континентальных и морских сил. Спайкмен считал, что контроль над римлендом со стороны морского блока приведет к окончательной и бесповоротной победе над сухопутными державами, которые отныне будут целиком подконтрольны.

Это было трансформацией тактики «анаконды», которую обосновывал Мэхэн, в стратегию, ставившую во главу мирового контроля господство в океане, по примеру британского мирового господства в викторианскую эпоху. Спайкмен геополитически разделил мир на две части: хартленд (СССР) и римленд (Западная и Центральная Европа, Турция, Иран, Саудовская Аравия, Ирак, Пакистан, Индия, страны Дальнего Востока, Китай).

Спайкмен так формулировал свои геополитические тезисы:

1. Тот, кто контролирует римленд, господствует над Евразией.

2. Тот, кто господствует над Евразией, контролирует судьбы мира.

Поражение Германии в войне с СССР увеличило популярность теории МакКиндера. После 1945 года мировое пространство сократилось до бинарной модели двух сверхдержав в начале «холодной войны», а модель «хартленд-римленд» предоставила возможность просто объяснить новую геополитическую ситуацию: враг (СССР) контролировал «крепость» - «Хартленд».

Авторы книги неслучайно начали эту главу с характеристики роли ХХ века в мировой истории. В течение одного столетия дважды (в 1914 и 1941 гг.) немцы и русские начинали войну на взаимное истребление, фактически во имя интересов американцев и англичан, о чем красноречиво свидетельствует приведенное выше высказывание Г. Киссинджера (см. часть 2, гл. 1). Уместно вспомнить знаменитое высказывание Г.Трумэна (33-го президента США, 1945-1952 гг.) в 1941 году: «Если мы увидим, что побеждают немцы, то будем помогать русским, если же будут побеждать русские, то следует помогать немцам. Пусть они убивают друг друга как можно больше». Хорошо бы политикам Германии не повторять в новом столетии старых ошибок.

Но вернемся к геополитике. В Германии тоже «не сидели сложа рук». Большая заслуга в разработке теории континентальной полусферы принадлежит профессору Мюнхенского университета, генерал-майору К. Хаусхоферу (1869- 1946), бывшему военному атташе Германии в Японии (1908-1910). Хаусхофер стремился к усилению политической мощи немецкого государства. Главными историческими противниками Германии он считал США и Великобританию.

Кадровый военный разведчик Хаусхофер создал в 1924 году в Мюнхене институт геополитики, в котором велась геополитическая подготовка германской политической элиты. Это был один из тех редких случаев, когда власть не только прислушивалась к разведке, но и училась у нее геостратегии - искусству защиты и продвижения геополитических интересов своей страны.

Хаусхофер разрабатывал теорию германского господства над Евразией (Мировым островом). С этой целью им была выдвинута концепция военно-политического блока Германия - СССР - Япония. Хаусхофер назвал его континентальным блоком. Это был единственный и адекватный ответ на стратегию достижения мирового господства морского блока во главе с США.

Германия - геополитический центр Европы, Япония в 30-е годы ХХ века контролировала Китай и всю Юго-Восточную Азию, а Россия – геополитическое ядро всего Евразийского пространства. Реализация геополитического проекта Хаусхофера была кошмарным давним сном для англо-саксонского мира! Три крупнейшие промышленные державы, обеспеченные колоссальными стратегическими природными и людскими ресурсами Евразии, словно стальными клещами охватывали бы США с Востока и Запада. Хаусхофер не сомневался в правоте американца Г. Ли: «Последний час англосаксонской политики пробьет тогда, когда немцы, русские и японцы объединяться».

К. Хаусхофер пользовался большим авторитетом у части германского руководства (М. Борман, И. фон Риббентроп, Г. Гудериан), был против войны с СССР и за союз континентальных держав против морского атлантического блока Англии и США.

Р. Гесс - аспирант и ученик профессора по Мюнхенскому университету, один из основателей НСДАП, представил К.Хаусхоферу А. Гитлера. Длительное время К. Хаусхофер оказывал большое влияние на Гитлера. После провала «пивного путча» Хаусхофер посещал Гитлера, заключенного в тюрьме Ландсберг, где читал лекции будущему вождю Третьего рейха. Но категорическое неприятие Хаусхофером войны Германии против СССР привело к тому, что в 1940 году их пути разошлись. К. Хаусхофер был убежденным сторонником идеи Бисмарка о недопустимости войны с Россией и предсказывал, что немецкая армия потерпит поражение, «если попытается проглотить обширные земли России».

Со всей очевидностью необходимо признать, что никогда ведущие страны Запада не видели в России равноправного партнера. Для Англии, США, Франции, Германии, для всей Западной цивилизации Россия и русский народ были, есть и будут разменной монетой, пушечным мясом в любом, в том числе междоусобном конфликте. Не взирая на все противоречия, все они были и остаются спаянными одной целью – господствовать над хартленд, господствовать над Россией. Ради этой цели они готовы были воевать между собой, но с одним условием: до последнего


Показана страница: 4 из 21:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .