|
|
Статьи, Анализы, Обзоры
совета директоров компании «Русский сахар» Михаил Липский.
Существующая в стране экстенсивная система земледелия, когда пашни не стоят под паром и из земли выжимается все что можно, также приводит к низкой урожайности. Производители зерна ориентированы на объемы производства без какого-либо планирования посевов и более или менее адекватной оценки будущего урожая. «Все крестьяне всегда сажают только продовольственную пшеницу высшего качества. А уж что из нее вырастает, это — как бог даст», — говорит один из трейдеров.
В результате мы сегодня имеем огромные объемы невостребованного зерна низкого качества. Российское правительство, второй год подряд имея дело с затовариванием рынка, заговорило о необходимости диверсификации производства зерновых, в первую очередь за счет посевов протеиновых сортов — кукурузы, сои и других — для нужд животноводства. Безусловно, это было бы полезно для отрасли, задыхающейся от избытка однотипного товара, однако если производство кукурузы мы еще можем нарастить, то сою — главный источник кормового белка — можно выращивать лишь на очень ограниченной территории, например в Приморье.
Важно и другое: в стране до сих пор остается открытым вопрос об использовании генно-модифицированных продуктов и семян, а производства сои и кукурузы это касается в первую очередь. Вроде бы
официально в стране действует запрет на использование ГМ-семян, однако известно, что эти семена уже широко применяются, и контроля за этим никакого нет
. Если мы официально остаемся на позициях запрета ГМО, то тогда, во-первых, необходим строжайший контроль за посевами, поскольку крестьянам все равно будет выгодно использовать более урожайные ГМ-семена, и, во-вторых, надо понимать, что в сегменте протеиновых сортов у нас не будет экспортных перспектив, поскольку по цене мы будем однозначно проигрывать на мировом рынке ГМО продуктам.
Таким образом, курс на продовольственную безопасность подразумевает серьезные вложения, в первую очередь со стороны государства, в аграрную науку и селекционную работу. Впрочем, есть свидетельства, что и российский бизнес уже готов тратиться на создание крупных селекционных центров. К примеру, по словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, химическая компания «Щелково-Агрохим» сегодня строит два завода по производству семян свеклы, объемы которых смогут более чем наполовину удовлетворить российские потребности. А генеральный директор агрохолдинга «Черкизово» Сергей Михайлов говорит, что его компания задумывается о создании с одним из мировых лидеров совместного предприятия по селекции птицы. По его словам, сложность подобных проектов состоит не в масштабах инвестиций — куда труднее убедить зарубежных партнеров в том, что они не потеряют контроль за результатами работы.
«Колоссальную роль в обеспечении продовольственной безопасности играют не только объемы производства, но и современная инфраструктура», — уверен Иван Оболенцев. Например, в животноводстве сегодня ключевая проблема — это недостаток современных холодильников и убойных мощностей. По данным РСПП, логистические центры, работающие по новым технологиям и приспособленные для хранения мясной продукции, пока возводятся лишь вокруг Москвы и Санкт-Петербурга.
Большинство же холодильников в стране было построено еще в 1960–1970−е годы
, когда требования и к холоду, и к безопасности были совсем другими. Скажем, сегодня по техрегламенту мясная продукция должна производиться только из охлажденного, а не из замороженного мяса.
По производительности старая инфраструктура значительно отстает от требований времени. Так, например, погрузка продовольственных грузов в транспорт может отнимать в нашей стране чуть не в два с половиной раза больше времени, чем требуется на аналогичные операции при использовании современных технологий.
Тема развития инфраструктуры остается основной и при обсуждении ситуации на зерновом рынке. Прежде всего речь идет о нехватке элеваторов для длительного хранения зерна, портовых элеваторов, работающих на экспорт, а также о сложности транспортировки зерна по железной дороге. Сами участники рынка считают главной проблему железнодорожных перевозок, полностью сегодня регулируемых РЖД и ее дочерними структурами. Тарифы на перевозку зерна составляют 20 и более процентов от стоимости пшеницы в зависимости от региона ее произрастания. И для рынка это является одним из сдерживающих факторов как в продвижении зерна на экспорт, так и в распределении его на внутреннем рынке.
Еще более острая проблема — отсутствие инфраструктуры и хранилищ для продовольствия в отсталых с точки зрения привлечения капитала отраслях — например в рыболовстве или овощеводстве.
В рыбной отрасли износ основных фондов самый высокий среди всех отраслей российской экономики: от 50 до 70%. И эта отрасль наглядно демонстрирует, что одной только ставки на рост объемов производства недостаточно. Так, например, минувшим летом в стране был рекордный вылов лососевых рыб — более полумиллиона тысяч тонн, однако
из-за нехватки мощностей по хранению и транспортировке рыбы большая часть этой продукции пошла на экспорт в Китай по демпинговым ценам
. А сегодня перерабатывающие предприятия страны испытывают дефицит лососевых — закупочные цены за последние пять месяцев выросли с 35 до 100 рублей за килограмм. Росрыболовство надеется улучшить состояние отрасли: в России появилась частно-государственная компания «Рыбтранссервис», которая будет заниматься вопросами формирования инфраструктуры рыбного рынка — от рыбаков до торгового звена.
Слабая база по хранению — одна из главных проблем и в картофелеводстве. Отсутствие хранилищ вынуждает многие хозяйства реализовывать весь картофель осенью, что резко снижает цену для всех участников рынка и делает производство менее эффективным.
Аграрный сектор экономики существует в условиях значительных макроэкономических и торгово-политических рисков. «Абсурд: при том, что рекомендуемые нормы потребления молока обеспечены у нас всего на 61 процент,
в этом году его выливали в канализацию. А на Алтае жгли зерно прямо на полях — цены сложились такие, что хозяйства работали в убыток. И все из-за того, что государство еще не научилось грамотно управлять рынком»
, — сокрушается Иван Оболенцев. Самое неприятное, что неумение справиться с ценовыми скачками оборачивается нестабильностью инвестиций в аграрном секторе.
Регулирование продовольственного рынка — достаточно тонкая и кропотливая работа. Преградив таможенными тарифами путь более дешевому импорту, мы, конечно, помогаем отечественному сельскому хозяйству, но при этом, как показывает опыт последних лет, цены на продовольствие внутри страны начинают расти — производители хотят заработать маржу. А это рано или поздно приведет к снижению спроса на продукты питания. По словам Сергея Михайлова, при фактически закрытом импорте из США российские производители птицы в последние месяцы сталкиваются со спросовыми
|
Оставить комментарий к статье
|
|