На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

ПОЛИТИКА | Экономика и финансы | Конфессиональные аспекты | Армия и спецслужбы


Союзы и национальная безопасность Соединенных Штатов

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 7 из 11:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11    >>

внешней политики США, которая может спровоцировать крупный всплеск национализма, приведя к тому, что некоторые государства пересмотрят и, возможно, аннулируют свои обязательства в рамках ДНЯО.

На какие союзы Америка может рассчитывать сегодня?

В 2006 г обязательства США по всему миру, также как и обязательства других стран по отношению к США, сохраняют многие черты системы союзов времен «холодной войны». В итоге, договоренности не являются ни систематическими, ни всеобъемлющими. Устойчивость старых институтов можно объяснить несколькими факторами: скрытым страстным желанием установить тесные отношения с Западом, что, в результате, было сделано после распада СССР, деятельностью под управлением США, нацеленной на обновление ключевых союзов и коалиций в 1990-х гг., полной инерцией и тем, что срок в 15 лет - всего лишь миг в истории человечества. Так что определенные изменения, конечно, происходят, но это недостаточно заметно, особенно потому что поколение, которое так много способствовало созданию институтов «холодной войны», все еще сохраняет некоторое влияние на политический процесс во многих странах-союзниках.

Рассматривая земной шар, можно выделить два основных кластера союзов и коалиций: первый сосредоточен в Европе, второй - в Азии. Они очень различны по структуре и содержанию. Кроме того, США поддерживают двухсторонние союзнические отношения со странами в других регионах, преимущественно на Ближнем Востоке. Что поражает больше всего - так это то, что не существует всеохватывающих рамок для американских отношений за рубежом и что такое бесподобное могущество США не обязательно способствует эффективному решению задач в сфере безопасности. Кроме того, существуют значительные лакуны в Африке и Латинской Америке, где у Соединенных Штатов нет союзов и коалиций. Во время «холодной войны» аналитики по вопросам безопасности беспокоились о «несоответствии стратегических сил»; сейчас им, по крайней мере, следует быть озабоченными еще и «несоответствием властных полномочий».

Среди американских союзов НАТО занимает особое место. Статья 5 о гарантиях безопасности, требующая от каждого участника Альянса помочь члену, подвергшемуся нападению, занимает особое место. На протяжении более чем своей полувековой истории НАТО выстраивало тщательно разработанные механизмы, обладающие как политическим, так и военным измерением, поддерживаемые прочными институциональными рамками, что обеспечивает внимание и стимулы для совместной деятельности.

Ежедневно в Брюсселе (штаб-квартира политического блока НАТО), Монсе (штаб-квартира военной организации НАТО) и различных дипломатических представительствах и подчиненных подразделениях кипит работа. Традиционно распределение в НАТО считается престижным и способствующим карьерному росту и поэтому попасть туда стремятся лучшие и отборные кадры, находящееся на государственной службе в государствах-членах Альянса, таким образом, создавая элитную сеть, участники которой вносят большой вклад в развитие трансатлантических связей.

Кроме роста своей привлекательности и увеличения своих рядов НАТО адаптировалось к меняющейся обстановке, когда советская угроза – противостояние которой было смыслом существования Альянса – буквально испарилась. С распадом Советского Союза и роспуском ОВД на мировой арене появились новые страны, десятилетиями не существовавшие или не имевшие возможности выбрать направление движения или играть значимую международную роль. В середине 1990-х гг. США устанавливали важные двухсторонние связи в сфере безопасности с каждым из этих государств. Применение этой концепции изменило карту Европы, стирая старые разделяющие границы и создавая новые возможности для сотрудничества в реализации общих интересов в сфере обеспечения безопасности.

Оценивая свою реальную значимость, в середине 1990-х гг. впервые НАТО приняло смелое решение об участии в наступательных военных действиях в бывшей Югославии на протяжении своей истории. За последние несколько лет были отметены устаревшие возражения о том, следует ли ему выходить за установленные рамки для продвижения и защиты своих интересов. Хотя при вторжении в Афганистан после событий 11 сентября США совершили ошибку, не воспользовавшись преимуществом обращения к статье 5 Устава НАТО о гарантиях безопасности, последующие усилия по привлечению Альянса к миротворческой деятельности и восстановлению как Афганистана, так и Ирака значительно способствовали достижению соглашения относительно роли НАТО после «холодной войны».

Более того, двухсторонние отношения, связывающие НАТО и США являются наиболее прочными в мире. Из-за исторического лидерства США в НАТО связи между каждой из 25 столиц государств-участников и Вашингтоном были важной компонентой союзнических обязательств и главной составляющей улучшения отношений. «Особые отношения» между США и Великобританией много раз претерпевали трудности, но в настоящее время сотрудничество между двумя странами носит беспрецедентный характер. Другие отношения в «Старой Европе» обладают многими сходными чертами, и иногда (особенно в случае с Францией) выражения раздражительности общества находятся в прямом соотношении к интенсивности скрытого сотрудничества.

Кроме того, на протяжении многих лет такой орган, известный как «четверка» функционировал в качестве управляющего комитета Альянса, в рамках которого регулярно проходили встречи высокопоставленных политических и военных деятелей США, Великобритании, Франции и Германии для обсуждения и координации политического курса. Впоследствии, из-за вторжения в Ирак и из-за чувства разочарования и неудовлетворенности со стороны других членов НАТО, которые были исключены из такого элитного клуба, такой формат сотрудничества вышел из употребления.

На протяжении последних 15 лет возникли новые двусторонние отношения. С распадом Советского Союза в 1991, 15 составлявших его республик стали независимыми государствами; кроме того, страны Восточной Европы, которые не могли свободно выбирать внешнеполитический курс и партнеров, теперь получили такую возможность. В последнее десятилетие ХХ века США захватили инициативу в установлении сотрудничества в сфере обеспечения безопасности по всей Евразии. От Польши до Узбекистана руководители стран предпочли наиболее тесные связи, которые США были готовы предложить, и, помимо этого, многие из них активно стремились к членству в НАТО.

Сегодня США сталкиваются в Азии с совершенно иными возможностями и вызовами в области сохранения прочных отношений в сфере безопасности. Не существует ни одного института, подобно НАТО, объединяющего американских союзников в систему отношений или предоставляющего средства для текущей координации политического курса и совместной военной подготовки. С Австралией, Японией, Филиппинами, Южной Кореей и Таиландом США издавна имеют двухсторонние соглашения о гарантиях безопасности или защиты. Некоторые обеспечивают взаимовыгодные гарантии безопасности; другие менее четко прописывают свои


Показана страница: 7 из 11:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .