На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

Политика | Экономика и финансы | КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ | Армия и спецслужбы


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛЬНОСТЬ: ХИМЕРА И ИСТИНА (Окончание)

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 8 из 16:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

отрицательная оценка и признание предметных составляющих жизни непосредственно связаны с личностью. Добро и зло, святость и грех мыслятся и существуют всегда в связи с личностью и её жизнью в обществе. Нельзя, например, мыслить грех, не мысля при этом личные отношения. Вне личных отношений не существует и не может существовать реальное общение с Богом, а всё начинает тонуть в небытии .

Но и на весах истории мы видим, что помимо личности не могут существовать и действовать честь и безчестье, положительные и отрицательные законоположения. Всё это исходит от личности и действует в связи с ней. Из личных намерений и личных целей всё названное приобретает положительный или отрицательный облик и используется во благо или во зло человеку.

В тот момент, когда образуется какой-либо общественный институт или учреждается обществом какой-либо принцип, созидается новая реальность. Эта реальность сохраняет некую относительную автономию по отношению к человеку. Конечно, человек будет иметь дело с этой реальностью. Но уже само наличие этой реальности оказывает определённое влияние на ход дел, положительное или отрицательное, которым нельзя пренебрегать.

Каждая эпоха содержит этот тонкий момент: независимое и безупречное функционирование оматериализованной этики. Немаловажно и то, что добро или зло овеществляются (материализуются). Конечно, личности, обладая ими, будут их использовать в соответствии со своими добрыми или злыми намерениями. Но и сами по себе эти предметы важны. Прежде всего, так нужно мыслить о нашей эпохе, когда главенствует институциональная организация общества, тогда как личность и личнностные отношения постоянно ослабевают.

В этике, как и в догматическом учении Церкви, существуют не только «опасности слева», но и «опасности справа». Ведь была не только арианская ересь, которая отрицала божественную природу Христа, но и монофизитская ересь, которая отрицала человеческую Его природу. Церковь не считала, что одна из ересей опаснее другой, но противостояла им с равной доблестью. И в этике опасно не только отрицание её полностью божественного характера, но и отрицание её осуществимости в повседневной жизни, что одинаково важно.

Идеализм, который есть более утончённое, но потому и более опасное лжеучение, чем материализм, часто искажает истинное понимание христианской нравственности. Но если мы будем хранить почтение к личности и отражать угрозы, которые исходят с обеих сторон, мы сможем пребывать в духе и сохранять правильное направление христианской этики.


10. Биоэтика – этика глобализации

Прошедший век оставил нам в наследство и современную биоэтику: науку с беспредельными амбициями и весьма ограниченным содержанием. Это неудивительно, если учитывать, что эта наука призвана согласовать самые разнородные методы и дать ответы на самые сложные вопросы человеческой жизни. Поэтому на эту проблему вылито достаточно много чернил, а результаты представляются очень скудными.

Эта научная отрасль выступила как самостоятельное направление научных исследований в шестидесятые годы прошлого века. Своим предметом биоэтика считает, прежде всего, исследование человеческой жизни. И в самом деле, биоэтика рассматривает все вопросы классической и новейшей врачебной этики в отношении человеческой жизни. Причиной, которая вызвала чрезмерный интерес к биоэтике – это стремительное развитие биологии и применение её разработок в медицине. Так что биоэтика предстаёт как расширенная разработка медицинской этики, и в центре её внимания стоят вопросы, поднятые главным образом под влиянием биологии на современную жизнь с использованием новейших медицинских технологий в течение всей жизни человека, начиная с самого его рождения до кончины.

Специально биоэтика исследует моральные вопросы, которые связаны, во-первых, с искусственным оплодотворением, лечением безплодия, дородовыми исследованиями плода, контролем над рождением, прерыванием беременности, во-вторых, с поддержанием и улучшением биологического развития человека, клонированием, пересадкой тканей или органов, и в-третьих, с завершением человеческой жизни, с пассивной (отказ от поддержания жизни безнадежно больного – прим. перев.) или активной (добровольный отказ от жизни в безнадежных страданиях – прим. перев.) эвтаназией и связанными с этим вопросами.

Точнее говоря, исследование этих вопросов составляет предмет биомедицинской этики, потому что биоэтика относится ко всему живому и исследует отношения человека со всем живым миром. Но так как биомедицинская этика представляет собой важнейший раздел биоэтики, мы часто и называем её просто биоэтикой. Кроме того, многие распространяют компетенцию этой науки и за пределы одушевлённого мира, включая в неё уже всю окружающую среду и рассматривая все вопросы жизни человека в окружающей среде. Эти вопросы непосредственно связаны с различными отраслями жизни и деятельности человека.

Решение биоэтических, как и вообще этических проблем, естественно, должно осуществляться соответствующей антропологией или даже космологией. Если имеется общепринятое основание для понимания человека и мира, разумеется, легко прийти к согласию в рассмотрении и решении проблем биоэтики и к столь же согласованным действиям. А если такой общей опоры не существует, то, конечно же, в каждом случае будут появляться собственные устои, и зачастую противоречащие друг другу.

В современном поликультурном и глобализованном обществе наблюдается множество существенных противоречий в отношении к антропологическим и космологическим вопросам. Но даже в той части мира, которая испытала влияние христианского Предания, в большой степени можно видеть те же явления. Тем более значительными оказываются эти противоречия, чем более заметно обмирщение, которое лишает человека и мир всякого возвышенного измерения и перспективы.

Биоэтика, пытаясь постичь и исследовать главные направления развития, созданные скачкообразным ростом биологии и медицинской технологии, разрабатывается почти исключительно на безличном основании. Она опредмечивает свои данные и превращает людей в цифры. Она пытается рассматривать общие тенденции, а не личности и не межличностные отношения. Она сосредоточивается на исследовании новых неожиданных вопросов и пытается разрешить их на мировом уровне с помощью самых общих принципов.

Поэтому, так как она не формируется на основании какого-либо религиозного исповедания или светского мировоззрения, она сводит к частным случаям, насколько это возможно, религиозные, метафизические и прочие воззрения в мире и пытается утвердить себя на утилитарных принципах и ценностях, которые могут быть приняты всеми людьми. Так, в биоэтике утверждаются принципы а) независимости б) избегания вреда и боли в) благотворительности и г) справедливости .

Эти принципы, которые обыкновенно разъясняются под различными углами зрения, оказываются на деле слабыми и противоречащими друг другу. Известно, сколь нравственные принципы ослабли в самом


Показана страница: 8 из 16:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .