На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

Политика | Экономика и финансы | КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ | Армия и спецслужбы


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛЬНОСТЬ: ХИМЕРА И ИСТИНА (Окончание)

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 10 из 16:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

только о необходимости выстраивания отношений индивидуумов. Так что этика эта легко переходит в социальную этику и может толковаться и применяться ради выгоды и желаний сильных.

Конечно, в любой этике существует стремление выдвинуть общие и всечеловеческие принципы для формирования человеческой нравственности. Это видно и в христианской этике с её замечательным «золотым правилом»: «Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им» (Мф. 7, 12) Но это общее правило христианской этики очевидным образом отличается от правил и принципов биоэтики.

Золотое правило призывает человека поставить себя на место другого и действовать по отношению к нему так, как бы ты хотел, чтобы он действовал по отношению к тебе. Другими словами, золотое правило обращается к человеческой личности и становится действительным в осознании другого как другого и в сочувствии ему. Это правило способствует сближению людей и отменяет чуждость и одиночество. Оно созидает единство и упраздняет разрывы.

Но с принципами биоэтики не происходит того же: напротив, происходит обратное. Абсолютизирование первого принципа биоэтики, принципа независимости, не сближает людей, но делает их одинокими, не объединяет их, но разводит. Конечно, кажется, что этот принцип направлен на уважение (ὁ σεβασμὸς) особенностей каждого человека. Но такая уважительность к человеку оказывается химерой. Ибо нельзя применить принцип независимости индивидуума тогда, когда общество нуждается в единстве, и нужны те, кто будет поддерживать это единство. Если абсолютизировать индивидуум, то общество разрушится. Поэтому сильные всегда выдвигали собственные стремления как объединяющий фактор общества. Эти их стремления должны ограничиваться законом, чтобы общество нормально развивалось. Но в плане этики абсолютизация независимости и выдвижение её на первый план за счёт всякой мысли об обществе и всякой общественной ценности приводит к хаосу и разладу.

Конечно, и христианская этика отличается признанием независимости. Но независимость эта осуществляется не через противопоставление индивидуума обществу, но созревает как плод нравственной и духовной зрелости человека в соблюдении двойной заповеди любви. Человек становится независимым, когда сокрушает свой эгоизм, принимает в свои объятия ближнего и воссоединяется  со всецелым богочеловеческим бытием . Так реально осуществляется совершенство человека как личности.

В Православной Церкви вопросы биоэтики естественным образом ставятся в план христианской этики. Не нужно забывать, что с самого начала в нравственном учении Церкви рассматривались и биоэтические вопросы, как то аборты, эвтаназия и детоубийство . Это означает, что вопросы биоэтики должны изучаться на том же основании и в той же перспективе, в какой и вопросы этики. Именно в этом контексте мы сможем говорить о христианской биоэтике. Следовательно, отличие биоэтики от церковной этики вовсе не означает автономности и независимости взгляда первой от последней, но только принципиальное различие в их методах решения проблем. То есть подход к вопросам биоэтики, как, впрочем, и этики, должен строиться на основе христианской антропологии и космологии. Необходимо рассматривать эти проблемы в свете обóжения человека во Христе и обновления мира.

Основной предпосылкой нравственного поведения человека является то, что человек не имеет себя причиной своего бытия, но «бытие ему дано в долг» . Когда человек не имеет этого чувства, то он легко переступает положенные границы и обожествляет сам себя. В любом случае, главным принципом христианской этики является ипостасный принцип, то есть принцип личности, из которого и получают смысл и действенность специальные принципы, то есть методологии нравственной и социальной жизни.

Человеческая личность представляет собой не статичную данность, но динамическое бытие. Она начинает быть с момента зачатия и продолжает своё бытие в безконечности. Но безконечность в христианстве не есть что-то безличное или сверхличное, но Личность. Точнее, это Личная Троица. Также рождение и развитие человека предполагают наличие социальной среды, которая и заключает его в своих границах. Личность не мыслится как обособленная индивидуальность, ибо она всегда существует в обществе. И истинное общество соделывается богочеловеческим обществом – Церковью. Перед лицом опасности, что человек как личность окажется похороненным под завалами генетического материала, православная христианская этика предлагает нескончаемую перспективу совершенства и обóжения человека.

Христианская этика возрастает и развивается в человеческой личности. Это её свойство иметь в центре личность, что ставит христианскую этику в неизбежное противоречие с теми взглядами, которые господствуют в биоэтике. Принципы и метод биоэтики могут рассматриваться христианами только критически. Православная христианская этика может помочь современной биоэтике, и помочь лучше, чем это делает антибиоэтика, ибо христианская этика рассматривает человека и его вопросы сверху и уникальным образом.

Она говорит о непревзойдённой ценности личности и напоминает об объёмности жизни, которую уже даже не замечает одномерная теория современной биоэтики. Своей характерной сосредоточенностью  на личности человека православная христианская этика может способствовать и лучшему применению принципов, предложенных биоэтикой.

Мнение, что наука способна привести человека к нравственному решению, является ложным . Но с другой стороны, правильное нравственное суждение нуждается в правильном научном обосновании . Особенно в вопросах биоэтики необходимо ответственное информирование общества. Следует каждый раз специально информировать людей о любом применении или о запрете применения средств и возможностей современной биотехнологии и генной инженерии. Как наука сама по себе не может заставить поступить нравственно, так и сама этика не может правильно отвечать на вопросы, поставленные современностью, если не будет знать о направлениях современной науки.

Жизнь человека не исчерпывается биологическим уровнем, но имеет и духовный уровень. Здесь и проявляется нравственный элемент жизни. Этот нравственный элемент человеческой жизни усиливается не только в благоприятных и удобных условиях, но и при неблагоприятных и весьма проблематичных условиях. Свойство человека в мире быть словесным (разумным) и самовластным существом  побуждает его, с одной стороны, к соборному взгляду  на жизнь, а с другой стороны, ответственной оценке и анализу факторов настоящего момента. Удовольствие и боль, как два главных полюса, вокруг которых вращается жизнь, должны не отменять друг друга, но подтверждать верное действие разума и самовластности  человека .

Бацилла глобализации – деньги, которые делают легким удовольствие и комфорт, они есть то, что препятствует одномерному развитию биоэтики. Особенно это


Показана страница: 10 из 16:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .