как условие сохранения российской государственности. И в первую очередь надо учитывать, что если процесс пересмотра итогов приватизации не пойдет по стихийному и радикальному сценарию, то России удастся избежать трагических эксцессов 20-х годов прошлого века. В этой связи, российским государственным деятелям стоит обратить внимание и рассмотреть в качестве возможного варианта модель госконтроля, предлагаемую Советом национальной стратегии:
- установить эффективные налоги на сверхприбыли компаний - экспортеров сырья, изъять рентные доходы олигархов в пользу государства;
- за счет поступлений от ренты государство получает ресурсы для создания необходимой доли в собственности сырьевых компаний (возможно, на условиях выкупа блокирующего пакета акций);
- государство, на правах акционера, делегирует своих представителей в Совет директоров и в менеджмент компаний и контролирует таким образом финансовые потоки”.
Как полагают эксперты, эта программа, естественно при наличии соответствующей политической воли, может быть осуществлена до 2008 года (т. е. в течение второго президентского срока), несмотря на возможные политические и экономические риски, но все же они несопоставимы с тем, что может ожидать Россию в случае победы олигархов.
Вторая “четырехлетка” В. Путина может стать временем радикальной перестройки самих основ российского общества. К 2008 г. Кремль намерен провести реформу здравоохранения и образования, создать рынок общедоступного жилья, модернизировать армию и вывести из гетто Калининградский эксклав.
В стратегии развития России до 2010 года, реформе здравоохранения и образования посвящены десятки страниц, но в первый срок правления Путина в социальной среде не сделано практически ничего” - говорит директор Центра развития А. Клепач. По его словам, рынки жилья, медицинских и образовательных услуг остаются непрозрачными и коррумпированными. Экономические реформы, проводимые в России с 2000 г., сами по себе не гарантируют решения болезненных социальных проблем. “Их острота приглушена сейчас тем, что люди получают вовремя зарплату, - говорит А. Клепач. - Но в перспективе это мина замедленного действия, и амортизаторов через четыре года не будет”.
В конце правления Б. Ельцина весь федеральный административный ресурс был сконцентрирован в руках только одной группы, все контролировал клан под названием “семья”. Сейчас подобной монополии на власть практически нет ни у кого.
В историю входят не с рейтингом, а с результатом реформ. Так что если президент думает о своей роли в истории России, нового цикла действительно серьезных реформ не избежать.
|