двустороннему межгосударственному разоруженческому процессу в ущерб интересам России. Таким образом, во взаимоотношениях России и США по наиважнейшим вопросам стратегического паритета вместо
Соглашений
появлялись ни к чему не обязывающие
Договоренности
. По известным причинам мы не можем раскрыть читателю наименования документов, но вот как выглядела, к примеру, часть одного из них, подготовленного американским неправительственным центром в начальном (а) и окончательном варианте (б):
- а) «…От имени Правительства США в связи с Договором между США и РФ о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993 г., ниже именуемым Договором, имею честь предложить заключить
Соглашение
о деактивации некоторых стратегических носителей ядерного оружия…»;
- б) «…От имени Правительства США имею честь принять изложенное в Вашем письме от сего числа предложение о заключении в связи с Договором между США и РФ о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993 г., ниже именуемым Договором,
договоренности
между нашими Правительствами о деактивации некоторых стратегических носителей ядерного оружия…».
А вот как выглядела часть одного документа, подготовленного российским неправительственным центром в начальном (а) и окончательном варианте (б):
- а) «…Настоящий ответ вместе с Вашим письмом составит
Соглашение
между Правительствами РФ и США, которое вступит в силу в день вступления в силу Договора СНВ-2…;
- б) «…Настоящее письмо вместе с Вашим ответом составит
договоренность
между Правительством РФ и США, которая вступит в силу в день вступления в силу Договора и останется в силе, пока останется в силе Договор…»
Или еще один пример, более похожий на принудительное разоружение российской стороны:
- а) «…В соответствии с этим
Соглашением
наши правительства соглашаются о том, что по вступлении в силу Договора РФ и США деактивируют к 31 декабря 2003 года все стратегические носители ядерного оружия, которые подлежат ликвидации по Договору
к 31 декабря 2007 года
, путем отстыковки их ядерных боеголовок или принятия других совместно согласованных шагов…»;
- б) «…В соответствии с этой
договоренностью
наши правительства соглашаются о том, что по вступлении в силу Договора РФ и США деактивируют к 31 декабря 2003 года
все стратегические носители ядерного оружия
, которые будут ликвидированы по Договору, путем отстыковки их ядерных боеголовок или принятия других совместно согласованных шагов…».
И все это при полном отсутствии упоминаний о механизмах контроля за исполнением принятых обязательств. Воистину, «Пусти Америку за стол – она и ноги на стол».
В задачи неправительственных центров в Москве входило обеспечение принятия, а проще говоря, «продавливания» договоренностей к исполнению российскими правительственными структурами. Необходимо обратить внимание, что именно на заключении договоренности настаивала американская сторона, перед тем, как неохотно подписала Договор по Ограничению Наступательных Потенциалов.
На разных этапах к разоруженческому процессу в России с иностранной стороны подключались:
-
Центр по изучению вопросов национальной безопасности при Массачусетском технологическом институте (США);
- Центр по изучению энергетики и окружающей среды при Принстонском университете (США);
- Международный институт по изучению стратегических проблем при Стэндфордском университете (США);
- Центр по изучению проблем нераспространения Монтерейского института международных исследований (США);
- Центр научных исследований комитета ученых за глобальную безопасность (США, Россия);
- Центр Генри Джексона по исследованию международных проблем при Университете штата Вашингтон (США);
- Центр русских исследований (г.Монтерей, США);
- Центр бюджетных и политических приоритетов (Мэриленд, США);
- Центр международной торговли и безопасности университета Джорджия (США);
- Международный центр конверсии (Бонн, Германия);
- Институт мира (г.Франкфурт)
.
С российской стороны и стран СНГ:
-
Центр политических исследований в России (ПИР-Центр);
- Московский центр Карнеги;
- Российский институт стратегических исследований;
- Центр по изучению Проблем разоружения, экологии и охраны окружающей среды при МФТИ;
- Центр проблем экспортного контроля;
- Социально-экологический союз;
- Международный институт политических исследований (г.Минск);
- Институт стратегических исследований Узбекистана (г.Ташкент)
.
Деятельность перечисленных выше российских структур обеспечивалась за счет финансирования международных фондов: «Алтон Джонс», «Джон Мерк», «МакАртуров», «Фонда Форда», «Фонда Карнеги» и др.
В организационном плане неофициальное военное научно-техническое сотрудничество представляет собой совокупность трех уровней: конференции, семинары и научно-исследовательские работы. Первые два уровня предусматривают проведение «
информационно-насыщенных дискуссий
» на территории США и России по декларируемой американцами схеме – «
ученый с ученым, конструктор с конструктором
». Однако на деле такие диалоги происходят по иной схеме – «
российские разработчики с американскими заказчиками и пользователями
». Третий уровень сотрудничества оформляется договорными соглашениями по заданному проекту, разрабатываются технические задания с определением объема финансирования. Организуемые американцами интерактивные проекты, направленные на «
реализацию интересов взаимной безопасности США и России
», в каждом случае предусматривают конкретный подход, зависящий от того, какие организации вовлечены, какие подходы жизнеспособны и какая работа должна быть сделана. Шкала рассматриваемых проектов варьируется в диапазоне от единиц, занятых на несколько месяцев, до десятка специалистов, работающих несколько лет.
К одному из локальных центров, координирующему усилия американской стороны по сбору закрытой информации о военно-промышленном комплексе РФ, можно отнести аккредитованную в Москве компанию США “Defense Group Incorporated” (ДГИ) – 111 South Bedford St., Suite 101, Burlington MA 01803. Президент ДГИ -
Гарольд Розенбаум
, имеющий тридцатилетний опыт работы в области бизнеса высоких оборонных технологий, являлся членом различных специальных правительственных комитетов и консультативных советов. Состоял членом Внутреннего комитета Вооруженных сил США (House Committee on Armed Services). В рамках подкомитета по научным исследованиям и разработкам принимал непосредственное участие в
|