На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Архив

ПОЛИТИКА | Экономика и финансы | Конфессиональные аспекты | Армия и спецслужбы


С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ВЫБОРЫ...

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 10 из 12:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12    >>

сохранении статус-кво, другие выступают за радикальный пересмотр схемы финансовых потоков и отношений собственности. Для компаний - экспортеров сырья “цена вопроса” составляет по оценкам многих специалистов 20-50 млрд. долларов ежегодно. Это прибыль, которую получают сырьевые компании благодаря присвоению природной ренты. Для них необходимо создать в новой Госдуме мощный лоббистский ресурс в первую очередь для блокирования новых налоговых законов (например, Закона “О налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов”). Олигархический слой в современной России выработал определенную систему базовых ценностей и ее, с известной степенью точности, можно назвать антинациональной. Олигархическая собственность на территории России оформлена на иностранные юридические лица, преимущественно на офшорные компании. Это связано не только с решением задач оптимизации налогообложения и корпоративных финансовых потоков в целом, но и с тем, что в коллективном понимании олигархов, иностранный собственник в России защищен существенно надежнее отечественного.

Большинство олигархов не связывают личные и семейные стратегические интересы с Россией как геополитической и этнокультурной сущностью. Массированный вывоз капитала из России с 1990 по 1998 гг., согласно данным открытых источников, составил около 150 млрд. долларов. В 2000 г. вывоз капитала достиг 25 млрд. долларов,  в 2002 году чистый отток частного капитала из России составил 12 млрд. долларов (“Коммерсантъ Власть”, 9.02.03 г.).  По словам главы МВД Б. Грызлова: - “С начала 2003 г. 9 млрд. долларов вывезено из России по подложным документам” (“Власть”, №42 от 2.11.03г.).

Нефтяному и газодобывающему лобби будет противостоять пока еще полуаморфная коалиция представителей бизнеса “второго эшелона”, ориентированного на внутренний рынок и развитие высокотехнологичных отраслей (Межпромбанк, НРБ Система и другие), а также некоторые представители высшей государственной бюрократии и региональные лидеры. Они все отчетливее понимают необходимость изъятия природной ренты, получаемой от добычи нефти и других природных ресурсов, в доход государства и перераспределения ее в пользу обрабатывающей промышленности и социальной сферы.

Вопрос о природной ренте сегодня чаще всего задается С. Глазьевым. Во время губернаторской кампании в Красноярском крае в 2002 г. он активно использовал тезисы о перераспределении ренты, что принесло ему 21,6% голосов и третье место по итогам выборов. В ходе нынешней предвыборной кампании в Госдуму, Глазьев вновь вернулся к идее перераспределения природной ренты (согласно заявлениям Глазьева переход на рентные платежи добавит в бюджет от 10 до 30 млрд. долларов), и за его движение “Родина” проголосовали чуть ли не 10% избирателей. Вслед за “Родиной” о ней заговорили лидеры “Партии жизни” и даже правые. Один из лидеров СПС - Е. Гайдар и тот заявил, что у нефтяников действительно есть что отобрать.   Но назвать С. Глазьева  автором этой концепции нельзя, так как еще в начале 2000 г. этим вопросом занимался академик РАН Д. Львов. По его оценкам переход на рентные платежи может принести в бюджет России 14 -17 млрд. долларов. Кроме него проблемой горной ренты занимался ректор С.-Петербургского горного института В. Литвиненко. В 2002 году заместитель главы президентской администрации М. Козак выступил с инициативой изменить модель недропользования в России и перейти к модели концессий. Следует отметить, что в большинстве экономически развитых стран используется именно этот вид использования природных ресурсов. В США, Канаде Франции и Великобритании нефтяным бизнесом занимаются частные компании, в остальных этой проблемой занимаются государственные или смешанные предприятия. Но и в названных странах, за исключением США, деятельность нефтяных компаний находится под жестким контролем государства.

Эксплуатация природных ресурсов России,  а их ценность, по оценкам Российской академии наук, составляет не менее 30 триллионов долларов, приносит колоссальную сверхприбыль. (По данным ЮНЕСКО,  стоимость составляет 160 тысяч долларов на человека, это в 10 раз больше, чем в Европе, США и Канаде).  Причем это доход, получаемый не за счет деятельности предприятий, а в силу уникальных особенностей самих месторождений полезных ископаемых и выгодной коньюнктуры мирового рынка, особенно в последние годы (по мнению экспертов мировые цены на нефть в ближайшие три года будут на уровне 22 -23 долларов за баррель).

Ежегодный объем этого дохода в нашей стране, по различным оценкам, составляет от 20 до 50 млрд. долларов. Таким образом, за счет природной ренты стремительно прирастают богатства российских олигархов и финансируются политические проекты (В результате на долю 10% самых богатых россиян приходится 29,3% всех денежных доходов страны, в то время как на тоже количество самых бедных - всего 2% - “МК”, № 275 от 16.11.03г.).

В интервью председателя Счетной палаты С. Степашина этой же газете прозвучало следующее: - “Счетная палата не раз обращала внимание на несовершенство нашего законодательства, позволяющее на законном основании существенно минимизировать налоги. “Сибнефть”, к примеру, уплачивала налог по ставкам, сниженным против действующих более чем в шесть раз. Подобные схемы применяли и другие: в частности, сдавали в аренду нефтеперерабатывающее оборудование фирмам, зарегистрированным в офшорах и т.д. Если так будет и дальше, финансовой стабильности в стране не добиться никогда. Не получится снизить налоги в обрабатывающих отраслях промышленности и в сфере услуг”.

Но вот экономический советник президента А. Илларионов придерживается иной точки зрения и, по-видимому,  пересматривать и делить ничего не собирается. Он считает, что все заявления о перераспределении природной ренты - не что иное, как предвыборные спекуляции. Панацеей от всех бед он считает принятие в 2003 году закона о создании стабилизационного фонда, в котором будут накапливаться излишки средств, попадающих в казну за счет сверхвысоких цен на энергоносители. Но в нем должно накопиться более 500 млрд. рублей при условии, что цены на нефть не опустятся ниже 20 долларов за баррель, и никто  до этого воспользоваться им не сможет. Из этого следует, что деньги, по мере накопления, будут лежать мертвым грузом, но вот долежат ли они в условиях нашей насквозь коррумпированной страны? Уже несколько десятилетий в России живут по правилу - “кто за что отвечает, тот то и ворует”.
    
При нынешней системе налогообложения в России природная рента уходит владельцам, менеджменту экспортных предприятий и связанным с ними ограниченным социальным группам. В качестве примера можно привести оценку Минфина, освещающую, как распределялась выручка от нефти в 2002 году. “Из общей суммы примерно в полтора триллиона рублей чистая прибыль предприятий, т.е. выручка за вычетом всех текущих затрат, налогов, капитальных вложений.


Показана страница: 10 из 12:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .