|
|
Статьи, Анализы, Обзоры
Показана страница: 1 из 4:
|
|
<<
1
2
3
4
>>
|
После того, как был обнародован окончательный доклад комиссии по расследованию терактов 11 сентября, развернувшиеся в США дискуссии по вопросу реформирования разведывательных служб не только не утихли, но стали еще более жаркими. И причиной тому являются приближающиеся президентские выборы. Уже совершенно ясно, что по мере приближения даты 2 ноября обеспечение национальной безопасности будет оставаться одной из главных тем предвыборных дебатов.
Центральный вывод в докладе комиссии заключается в том, что правительство США не приняло достаточных мер, чтобы помешать планам террористов осуществить теракты 11 сентября 2001 года. В нем признано, что США оказались не готовы к таким масштабным нападениям, которые произошли в Нью-Йорке и Вашингтоне. По словам председателя комиссии Томаса Кина, никто даже не мог представить такой возможности, и в этом заключается главный провал правительства и разведслужб
.
В итоговом докладе комиссии изложены идеи реформирования американской разведки. Среди них - создание нового антитеррористического разведцентра и введение должности директора национальной разведки, который будет координировать деятельность всех 15 американских разведслужб. Члены комиссии подчеркнули необходимость срочных мер в этой области, чтобы исключить новые крупномасштабные теракты против США.
Любопытно, что администрация Буша изначально противилась не только созданию поста директора национальной разведки, но и самой комиссии по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября. В свое время она столь же активно выступала против создания министерства национальной безопасности, объединившего под своей крышей 22 правительственных учреждения. Однако под давлением общественности и, в частности, родственников погибших 11 сентября, она вынуждена была по ходу дела подкорректировать свой курс и в итоге согласилась на проведение необходимых реформ в сфере обеспечения безопасности.
Вполне вероятно, что Белый дом никогда бы не согласился на создание должности директора национальной разведки (против этого шага выступали все без исключения бывшие и нынешние руководители спецслужб), если бы главный соперник Буша на президентских выборах сенатор-демократ Джон Керри не пообещал выполнить все 40 рекомендаций комиссии по расследованию терактов 11 сентября в случае прихода к власти.
Явно не желая отдавать инициативу сопернику, Буш, в конце концов, поддержал рекомендации комиссии. При этом, правда, им были сделаны некоторые оговорки. Так, например, он выступил против того, чтобы новый глава национальной разведки входил в состав кабинета и контролировал формирование бюджета всего разведсообщества США.
Большинство аналитиков признает, что дебаты по поводу введения поста директора национальной разведки во многом политизированы и что существенное влияние на них оказывает предвыборная риторика. Однако никто из них не сомневается в том, что этот пост в итоге будет введен - отвергать рекомендации комиссии в нынешней политической ситуации было бы просто непатриотично. По крайней мере, именно так отнеслось бы к этому большинство населения Америки. Тем не менее, многие вопросы, касающиеся реформирования разведслужб, пока остаются без ответа. Например, будет ли новый глава национальной разведки наделен полномочиями назначать своих людей на должности руководителей различных разведывательных служб.
Достаточно сказать, что ряд очень крупных разведывательных учреждений, таких, как Агентство национальной безопасности (АНБ - занимается электронной разведкой) и Национальное разведывательное управление (НРУ - занимается космической разведкой), структурно подчиняются министерству обороны, а военные очень ревниво оберегают свою зону ответственности. Кстати, в их лице члены комиссии по расследованию терактов 11 сентября нашли серьезного оппонента своим предложениям.
Дело в том, что в распоряжение Пентагона поступает более 80% из тех 40 млрд долларов, что ежегодно выделяются на нужды разведки. Соответственно директор ЦРУ, который одновременно является руководителем центральной разведки и формально координирует деятельность всех силовых структур, контролирует лишь 15 проц. бюджета.
Это объясняет, почему идеи реформ разведки столь неоднозначно воспринимаются в Пентагоне, а точнее говоря, наталкиваются на его сопротивление. Никто не хочет потерять свой лакомый кусок от огромного бюджетного пирога. "Если вы реально хотите провести реформу разведслужб, то в эту работу должен включиться каждый, - говорит бывший высокопоставленный представитель ЦРУ
Уинстон Вайли
, который в свое время принимал участие в создании Единого информационного центра по борьбе с террористическими угрозами. - Оборонные учреждения не могут рассчитывать на то, что для них будет сделано исключение. В противном случае вся эта затея может обернуться пустой тратой времени".
Тем временем руководители Пентагона призывают проявлять осторожность при формировании поста директора национальной разведки, чтобы, по их словам, не нарушить сложившейся в американском разведывательном сообществе системы обмена информацией. Министр обороны США Дональд Рамсфелд и его первый заместитель
Пол Вулфовиц
предупредили, что, если при формировании нового поста будут допущены ошибки, то это "вызовет сумятицу в Вашингтоне".
В свою очередь глава командования силами специального назначения ВС США генерал
Брайан Браун
сообщил, что сейчас спецназовцы получают нужную разведывательную информацию достаточно быстро. "И я не хочу, чтобы возникли какие-то препятствия, из-за которых информация будет поступать медленно и в ограниченных объемах", - добавил генерал.
А заместитель министра обороны по вопросам разведки
Стивен Камбон
заявил, что создание поста директора национальной разведки потребует "пересмотра отношений между министерством обороны и поставщиком развединформации таким образом, чтобы командующие фронтами были уверены - если им понадобится связаться по телефону с директором, он будет всегда доступен".
Выступая 10 августа на слушаниях в конгрессе, председатель специальной комиссии по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября
Томас Кин
и ее сопредседатель
Ли Гамильтон
заявили, что первым заместителем директора национальной разведки США мог бы стать кто-нибудь из высших руководителей Пентагона. Это, по их мнению, позволило бы учесть интересы как профессиональных разведчиков, так и военных. Они всячески старались убедить членов конгресса в том, что создание нового поста директора национальной разведки не окажет неблагоприятного воздействия на проведение военных операций.
Предложив назначить первым заместителем директора национальной разведки кого-нибудь из руководителей Пентагона, члены комиссии, по-видимому, стремятся развеять опасения военных относительно распределения бюджетных средств. Кроме того,
Кин и Гамильтон
выступили с еще одним предложением, уже вызвавшим неоднозначную реакцию в разведывательном
|
Показана страница: 1 из 4:
|
|
<<
1
2
3
4
>>
|
Оставить комментарий к статье
|
|