|
|
Статьи, Анализы, Обзоры
права.
Несмотря на то,что буква Закона, казалось бы, воспрещает практически любое участие ВС в политических мероприятиях, необходимо отметить существование некоторых исключений и современных реалий.
1.Судебное преследование.
В истории США не было еще случая осуждения какого-либо лица за нарушение Закона посси комитатус. Назвать, однако, этот закон не имеющим силы нельзя, так как:
а) Служащие ВС США обучены ведению законных действий и каждый командир и военный юрист хорошо осведомлены об этом законе. Каким сильным не было бы желание командования частей (КЧ) «помочь» местной полиции и каким «полезным» для местных жителей не было бы участие военнослужащих в операциях полиции, просьбы о вовлечении ВС в правоохранительные действия рассматриваются на высочайшем уровне и со всей тщательностью.
б) Уголовный суд признает любое действие нарушением закона, если оно включает в себя:
- "непосредственное использование" ВС гражданскими должностными лицами "для обеспечения законности";
- использование ВС, "подменяющих действия" гражданских должностных лиц;
- использование ВС, подвергающих "граждан действиям военной власти, являющимися по характеру нормативными, предписывающими или обязательными".
Ясно, что при наличии таких стандартных условий, большинство случаев вовлечения BC в поддержание правопорядка не могло квалифицироваться как незаконное, ибо "не подменяло собой" гражданское правление. (Но и при таких жестких условиях доказательства нарушения Закона посси комитатус вполне возможно взыскать с отдельных лиц денежное возмещение ущерба за совершение конституционного правонарушения, а вещественное доказательство, обнаруженное военнослужащими, исполнявшими полицейские функции, может быть не допущено к рассмотрению в суде).
2.Цели правоохранительных действий ВС.
Если командир части применяет положения Единого свода военных законов против военнослужащего своей части, выступая таким образом в качестве правоохранительной инстанции, эти действия в целом помогают гражданским правоохранительным органам. При этом не происходит никаких правонарушений, если основным назначением таких действий является выполнение уставных требований, а помощь гражданским инстанциям является побочной и второстепенной. Например:
1) арест военнослужащего за развращение малолетнего иждивенца семьи, члены которой не состоят на военной службе;
2) арест, наряду с военнослужащими, гражданских лиц на военной базе в ходе облавы на группу торговцев и потребителей наркотиков;
3) использование осведомителя-военнослужащего для сбора улик с целью пресечения доставки наркотиков военнослужащим, хотя заключение договоренности об этом и осуществление доставки происходят вне базы.)
3. Законодательные поправки 1981г.
Повышенным вниманием к задаче предотвращения контрабанды наркотиков объясняется принятие в 1981г. поправок к Закону посси комитатус, разрешающим ВС предоставлять гражданским правоохранительным ведомствам (ГПОВ) информацию разведывательного и иного характера (Кодекс законов (КЗ) США, ст. 10-371), помещения и прочие объекты (КЗ США, ст.10-372), учебные и профессиональные консультации (КЗ США, ст. 10-373) и помощь в эксплуатации материальной части (КЗ США, ст.10-374).Принятием этих поправок были достигнуты, помимо определенного баланса интересов, следующие две цели. Во-первых, эти поправки позволили ВС временно предоставлять ГПОВ часть военного потенциала. В то же время каждая из этих поправок ясно ограничивает предоставление помощи и полностью запрещает ВС определенные действия правоохранительного характера.
4. Поддержка в борьбе с
|
Оставить комментарий к статье
|
|