На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

Политика | Экономика и финансы | КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ | Армия и спецслужбы


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛЬНОСТЬ: ХИМЕРА И ИСТИНА (Окончание)

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 14 из 16:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

которая оказывается доступна в настоящей жизни, но не обманывает и не исчезает, как она.


12. Свидетельство Православия в наши дни

В последнем своём интервью знаменитый византолог сэр Стивен Рансиман сказал: «Не раз я чувствовал себя разочаровавшимся в других церквях Запада. Однако я радуюсь мысленно тому, что за последние сто лет Православие остаётся единственной исторической Церковью, которая выстояла и будет стоять. Я верю, что она несёт истинную духовную жизнь, которую другие церкви уже не могут передать современному человеку» . Если так на самом деле, то всемирность Православной Церкви становится исключительной по актуальности. Одновременно и апостольство, которое согласно Символу Веры есть четвёртое по порядку свойство Церкви, становится особенно значимым и очевидным в современном мире.

Апостольство связывает Церковь с её историческим и институциональным началом и одновременно выявляет её особенности и её будущее. Церковь Христова есть апостольская, ибо она основана апостолами Христовыми и зиждется на их учении; и заповедь, которую Христос дал апостолам, имеет всемирное будущее: «Шедше убо научите вся языки (народы – прим. перев.)» (Мф. 28, 19).

Христос родился как человек из колена Иудова, дабы спасти Израиль и весь мир (Ин. 4, 22). Он не презирал племена и народы, но возглавил их в Своём богочеловеческом теле – Церкви. Двенадцать апостолов Христовых, став правителями двенадцати колен Израиля, стяжали вселенское сознание и учат «все народы». Национальные, этнические и прочие человеческие разделения находятся внутри границ смерти. Церковь, которая создана на опыте победы над смертью, не пренебрегает этими разделениями, но превосходит их и соединяет весь мир цельно в едином и нераздельном своём теле.

Национальные и племенные разделения апостольского времени существуют в том или ином виде в наше время. Так же, как существует и идолопоклонничество, которое набирает силу не только в нехристианском, но и в самом христианском мире в одном из самых древних своих обличий – сребролюбии . Наше время верит в деньги и направляется сребролюбием. Имущество управляет человеком, разрушает его нравственность, определяет стиль социальной жизни человека и предопределяет его политические предпочтения.

Священное Писание и Отцы Церкви непосредственно связывают свободу и достоинство человека с независимостью его от денег и с расширением его сознания, чтобы оно вместило весь мир и всех людей. Евангелие отмечает метафизическое (философское и жизненное) измерение денег: они становятся мамоной (Лк. 16, 9-13). Апостол Павел характеризует сребролюбие как идолопоклонничество (Кол. 3, 5), а Отцы Церкви осуждают его как преступление (ὡς ἔγκλημα) . С другой стороны, сужение вселенского сознания христианина и возвращение к национальным установкам мышления равно совпадает с идолопоклонничеством. Не случайно конечно, что в святоотеческой письменности идолопоклонники называются «язычниками» .

Человек имеет безпредельное достоинство. Личность его есть место явления всего целиком богочеловеческого бытия . На этом настаивает христианская антропология, которая забыта в современном христианском мире, но сохранилась в православном богословии. Теперь можно поставить вопрос, в какой мере православные Церкви развивают и осуществляют в наши дни эту истину среди своих членов, в своих взаимных отношениях и в отношениях со всем миром.

Конечно, реальный опыт жизни православных Церквей не всегда оправдывает их богословское учение. Искушение этнофилетизмом, который был соборно осуждён в Константинополе в 1872 году, не прекращает создавать проблемы для единства верных. Но и стяжательство становится смертельной угрозой для их духовной жизни. В области нравственной и социальной жизни православные никак не могут значительно превзойти инославных. А с распространением секулярной цивилизации, которое началось на Западе и перешло на Восток, православные народы оказались в худшем положении. Ибо грубое подражание европейским началам и естественные трудности при усвоении и творческом использовании чужих культурных элементов способствовало личным и общественным нестроениям.

Но преимущество православных состоит в самом богословии. Оно обретается в стоянии за истину христианской веры. В Православной Церкви существует неискажённая истина христианства и сохраняется открытой её эсхатологическая перспектива. Это есть великое достояние Православия, и именно это качество оно должно передать человечеству.

Но как раз для этого столь настоятельной является необходимость самокритики и покаяния в православном мире. В этом плане очень важен тот вызов, который глобализация бросила Православной Церкви. Когда дух мира сего в облике сребролюбия или любоначалия, экуменизма или национализма, либерализма или косного консерватизма пытается связать Церковь законами тления и смерти, ограничить или сделать относительным абсолютный и потому всемирный её дух, вызов глобализации оказывается решающим.

Если Православная Церковь будет довольствоваться присутствием в своём углу и ограничит своё свидетельство общественными условностями, если она не ответит на современный вызов из своего всемирного духа Христа и апостолов, то она оставит современного человека безпомощным и сама подпадёт под пресс унификации, которым и стала глобализация. А если Церковь дерзновенно предложит людям дух собственного Предания в личной и общественной жизни, проведя самокритику и покаявшись за иные действия и бездействие в прошлом, то тогда она сможет противопоставить истину глобальности химере глобализации.

Конечно, будущее мира, в котором стремительно развивается глобализация, выглядит печальным. Очевидно, что кризис неизбежен и положение дел предвозвещает крах. Когда человек трудится только ради своей индивидуальной выгоды и безразличен к ближнему, общественная жизнь теряет меру и заводит человека в тупик. Стремительное экономическое развитие только приближает катастрофу. Сытое общество потребления в одних частях света и смерть от голода в других частях света могут привести к гибели всего человечества.

Богатые становятся ещё богаче, потому что построенная с целью извлечения выгоды экономика переводит богатство в руки всё более богатых. Бедные становятся ещё беднее, потому что та же экономика, для поддержания ускорения своего развития и гарантии своей устойчивости, ограничивает доходы бедных. Так что всё это глобальное развитие может кончиться только крушением.

Пока человек направляет свой бинокль, который должен помогать ему видеть только свою выгоду, не обращая взора к своему ближнему, он неизбежно придёт к личной катастрофе. Решение всех названных проблем возможно только тогда, когда человек захочет смотреть и на того, кто рядом с ним, когда он решится исполнять главный совет для христианина: «не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Филип. 2, 4). Когда человек заботится о своём ближнем, когда входит в его


Показана страница: 14 из 16:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .