На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

ПОЛИТИКА | Экономика и финансы | Конфессиональные аспекты | Армия и спецслужбы


НАГЛЫЙ ОРЕЛ. Глава VII.

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 3 из 21:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21    >>

линии.

4. Количество населения и способность государства строить и обслуживать корабли.

5. Национальный характер - способность к занятию торговлей, к основанию колоний, к мореплаванию.

6. Политический характер правления , - от которого зависит переориентация лучших природных и человеческих ресурсов на созидание мощной морской силы.

«Политика, - писал Мэхэн, - изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью правителей; но история прибереговых наций определялась не столько ловкостью и предусмотрительностью правительств, сколько с условиями положения…, то есть вообще тем, что называется естественными условиями». Мэхэм даже вывел формулу «морской силы» государства: военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морская сила.

Главными противниками США Мэхэн считал континентальные государства Евразии - в первую очередь, Россию и Китай, а во вторую - Германию. Для борьбы с ними Мэхэн предлагал применить тактику «анаконды», состоящую в блокировании территорий противника с моря и по береговым линиям, с целью его истощения. На глобальном уровне Мэхэн предлагал «душить» в кольцах «анаконды» континентальные страны, сдавливая их путем выведения из под контроля береговых зон и перекрывая по возможности выходы к морским пространствам.

Для того чтобы США стали мировой державой, считал Мэхэн, необходимо:

•  активно сотрудничать с Британией (европейской морской державой);

•  препятствовать германским морским устремлениям;

•  противодействовать экспансии Японии в Тихом океане;

•  координировать с европейцами совместные действия против народов Азии.

На протяжении ХХ столетия, особенно в эпоху «холодной войны», когда противостояние США и СССР достигло глобальных, планетарных пропорций, США неукоснительно следовали его рекомендациям. В свою очередь, СССР тоже внимательно относился к идеям американского классика морской войны и строил ВМФ СССР на принципах асимметричных ответов.

Х. МакКиндер - английский профессор географии Оксфордского университета, директор Лондонской экономической школы, - опережая на четверть века П. Валери, провозгласившего в 1931 году начало «конечного мира», - писал в 1904 году: «...весь мир, вплоть до его самых удаленных и малознакомых уголков, должен рассматриваться как объект полного политического присвоения». Уже в то время он выдвинул идею «осевого региона мировой политики». С планетарной точки зрения, в центре мира лежит Евразийский континент, наиболее благоприятный плацдарм для контроля над всем миром. Маккиндер обратил внимание на исключительно выгодное положение России в центре Евразии.

В июле 1943 года МакКиндер опубликовал в американском журнале Foreign Affairs статью«The Round World and the Winning of Peace», ставшую его интеллектуальным завещанием, ее заголовок может быть переведен как «Шансы мира во всем мире». Победа над Германией и Японией уже не вызывала сомнений. Речь шла о том, чтобы рассмотреть вопросы послевоенного устройства в мире, в частности, вопросы будущих отношений между США и их союзником - сталинским Советским Союзом. Маккиндер точно определил геополитическую цель конфликта: она была та же, что и в Первую мировую войну - контроль над «сердцем мира» (hearland).

Речь идет о «Севере и центре Евразии, куда включены пространства от Арктики до пустынь Средней Азии, а западная граница проходит по перешейку между Балтийским и Северным морями. Эту концепцию нельзя обозначить более или менее четко на географической карте», поскольку для Маккиндера это пространство формируется из трех компонентов: самой обширной равнины Земного шара, самых длинных судоходных рек, устья которых впадают в Северный Ледовитый океан или во внутренние моря (Черное, Каспийское, Аральское), и огромной степной зоны, обеспечивающей абсолютную мобильность не только кочевым народам.

Вокруг «сердца мира» (heartland) пространственного центра, представляющего собой «цитадель сухопутной мощи», располагаются в виде концентрических полукругов различные типы пространств. В первую очередь следует выделить внутренний полумесяц (inner crescent), своего рода защитный пояс heartland, включающий в себя безлюдные просторы Сибири, Гималайский хребет, пустыню Гоби, Тибет и Иран, где имеется лишь одна серьезная брешь: евроазиатская равнина, простирающаяся от Атлантики до центра Азии.

На периферии этого внутреннего полумесяца находятся coastlands прибрежные районы, полуострова, где сосредоточена большая часть населения Земли: Европа, Аравия (правда, этот полуостров довольно слабо заселен), Индийский субконтинент, прибрежные районы Китая. По границам coastlands располагаются острова внешнего полумесяца (outer crescent): Великобритания, Япония. Наконец, последний полукруг состоит из островов открытого моря (outlying islands): Северной и Южной Америки и Австралии.

Такое изображение мира превращает Земной шар в хорошо организованную сцену для соперничества великих держав, причем победителем станет тот, кто владеет heartland .

Главными угрозами Великобритании МакКиндер считал возможность того, что Германия, Россия или Китай в результате захвата господствующего положения в хартленд могут «обойти с флангов» морской мир. Основываясь на этом, Маккиндер сформулировал три своих знаменитых тезиса:

1.  Тот, кто правит Восточной Европой, господствует над хартленд.
2.  Тот, кто правит хартленд, господствует над Мировым островом.
3.    Тот, кто правит Мировым островом, господствует над Миром.

Единственное спасение от союза России и Германии он видел в создании «разделительного яруса». В 1919 году МакКиндер занимал пост верховного комиссара на Украине, оккупированной странами Антанты. Участвуя в подготовке Версальского договора после завершения Первой мировой войны, он добился закрепления в этом договоре появления лимитрофных государств (Польша, Румыния, Чехословакия, Эстония, Латвия, Литва), которые разделили германцев и славян.

Данная идея Х. МакКиндера стала одной из основных геостратегических парадигм морского Северо-атлантического блока в ХХ - XXI веках.

Примерно в это же время над разработкой своей концепции англо-саксонской геополитики работал Н. Дж. Спайкмен (1893-1943). С 1913 по 1920 годы он побывал во многих странах Ближнего Востока и Азии в качестве журналиста. Затем он учился в Калифорнийском университете (1921-1923), а после его окончания остался там преподавателем политических наук и социологии. В 1925 году Спайкмен переходит на работу в Йельский университет; с 1935 по 1940 год он руководил Департаментом международных отношений и Институтом международных исследований.

Если в своих рассуждениях МакКиндер опирался на понятие heartland, то Спайкмен уделял особое внимание rimland, т.е. прибрежной полосе.

Rimland Евразии включает в себя широкую прибрежную полосу: берега Европы, пустыни


Показана страница: 3 из 21:

       <<   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .