|
|
Статьи, Анализы, Обзоры
Показана страница: 1 из 4:
|
|
<<
1
2
3
4
>>
|
Очередные выборы Президента Российской Федерации заставили вновь задуматься над перспективами развития российской демократии и общества. Проблемы духовности, религиозной и национальной принадлежности, социально-экономической ситуации и удивительного уровня бесправия российского гражданина давно причудливо переплелись в единый комплекс отношений, называемый Россией.
Сегодня ежедневно мы слышим о том, что имеем право выбора, более того – это наш долг выбрать. И не смотря на то, что исход выборов Президента России 2004 года был довольно предсказуем, кто может спрогнозировать, что будет на выборах Президента России через 4 года? А через 16 лет? Речь, конечно же, идет не о конкретных кандидатурах.
Дело в том, что, как всем хорошо известно, Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Последняя перепись населения Российской Федерации показала, что на территории нашей страны проживают представители свыше 160 национальностей. Семь народов, населяющих Россию, - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек.
Последняя перепись преподнесла и сюрпризы – впервые после переписи населения 1897 г. была получена численность лиц, отнесших себя к казакам (140 тыс. человек) и также впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, назвавших себя кряшенами (около 25 тыс. человек).
Все эти данные, а также информация о том, что Россия демократическое государство, предполагают возможность избрания на высший пост нашей страны человека любой национальности. Но думаю, что вопрос о национальности сегодня не самый острый. Возможно, более серьезная мина заложена в плоскости религиозной. Может ли православная Россия, с древними христианскими обычаями, с духовной культурой и искусством, пропитанными верой Христовой, избрать Президентом иноверца? Вопрос на первый взгляд кажется нереальным и неправомочным. Однако не будем спешить с выводами.
Для начала давайте оценим численный состав российских конфессий, а соответственно и их шансы на то, чтобы составить вероятную конкуренцию на выборах.
Конфессиональный состав современной России
в % (к совокупному населению)
Численность совокупного населения 144 200 тыс. чел.
:
Православные (включая старообрядцев) - 30-40 (45-60 млн.);
Католики - 0,2 (ок. 300 тыс.);
Протестанты - 0,7 (более 1 млн.);
Мусульмане - 10-13 (15-20 млн.);
Буддисты - 0,7 (ок. 1 млн.);
Иудеи - 0,7 (ок. 1 млн.);
Последователи новых религиозных движений - 0,2-0,3 (300-400 тыс.);
Неверующие - ок. 50%.
Безусловно, приведенные цифры приблизительны и спорны, однако бесспорно то, что в России реальную политическую конкуренцию православным могут составить пока только правоверные мусульмане.
В современных условиях искусственного глобального обострения между христианами и мусульманами, постановка вопроса об активном участии российских мусульман в политической жизни России не является праздной. Говоря об активной политической жизни, мы подразумеваем не простое участие мусульман в выборах депутатов, глав регионов и Президента, а имеем в виду создание мощного политического исламского лобби, способного заниматься реальной политикой, консолидировать своих избирателей по конфессиональному признаку и привести своего кандидата на высший пост в государстве.
Может ли мусульманин стать Президентом Российской Федерации?
Более всего, при постановке такого вопроса, озадачивает дальнейшее возможное развитие событий. Хорошо это или плохо? Чем это угрожает православной России? Или все-таки следует говорить о России многоконфессиональной? Каков конфликтный потенциал такого избрания?
А может быть, российский народ вообще не заметит пункт о вероисповедании главы государства и все пройдет безболезненно? Вопросов масса и на все сегодня нет, и не может быть, ответов. Отвечать на них придется всем вместе и не сразу. Однако уже сейчас можно обозначить возможную проблему, и, если признать ее реальность, то уже сейчас нужно готовиться к ее перспективному решению.
Реально ли, чтобы Россия выбрала Президента-мусульманина?
При лобовом подходе на этот вопрос вполне обоснованно можно ответить отрицательно. Несмотря на то, что Конституция России и в целом все российское законодательство не ограничивают наших граждан в правах по национальному и религиозному признаку, простое сравнение 60 млн. православных и 20 млн. российских мусульман не в пользу последних. Тем не менее, не все так просто. И в первую очередь, и для христианских, и мусульманских народов России не все просто с конфессиональной самоидентификацией.
В 145-ти миллионной России около половины населения вообще считают себя атеистами, и им наплевать на религиозные различия (не национальные!). Однако это не означает, что эта часть населения готова также безразлично отнестись к религиозной принадлежности избираемого Президента страны.
Дальше давайте посмотрим насколько неоднозначна ситуация с российскими православными.
Русские являются наиболее многочисленной национальностью в России, их численность составляет 116 млн. человек (80% жителей страны).
Численность же православных христиан в России намного меньше, и эта та цифра, вокруг которой постоянно идут споры (впрочем, как и вокруг численности мусульман). К тому же не надо забывать, что в России, кроме русских, проживают еще миллионы православных людей – украинцев, белорусов и т.д.
На официальном сайте Русской Православной Церкви данных о численности православных в России и мире нет.
Не обладают этими данными и государственные статистические организации. Различные оценки значительно разняться между собой и колеблются от 50 до 80 млн. человек. Вряд ли эти цифры соответствуют действительности. Если бы у нас хотя бы половина предполагаемых верующих стремилась следовать заповедям Христовым, то это, несомненно, отразилось на жизни нашего духовно деградирующего общества. К тому же количество церковных приходов не соответствует 50-80 млн. верующих.
Сколько может быть верующих в одном приходе? Вероятно, в среднем около 500 человек, причем на окраинах и в деревнях это число намного меньше. Но тогда в России даже для 50 млн. понадобилось бы, по крайней мере, 100 тыс. приходов! А по докладу Патриарха их в России около 14 тысяч. Следовательно, число истинно православных верующих около 8 млн.человек. Общее же число приходов РПЦ в начале 2004 года, включая зарубежные, - 23 тысячи.
Но соблюдать десять заповедей и выбирать Президента совсем не одно и то же. Поэтому при выборе между мусульманином и христианином к указанным 8 млн. православных можно смело прибавить членов их семей, «пассивных» верующих и более миллиона российских армян – хоть и неправославных, но христиан, имеющих свои исторические соображения в отношении ислама.
С учетом того, что не все верующие и члены
|
Показана страница: 1 из 4:
|
|
<<
1
2
3
4
>>
|
Оставить комментарий к статье
|
|